Лисичка на экспорт

12 октября 2015

Татьяна Марьина

Лисичка на экспорт | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

 

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Охота пуще неволи. Даже «тихая», грибная… Столбик уличного термометра ушел хоть и в небольшой, но минус. Ночью с небес снежная крупа сыпала. А в пригородной электричке треть вагона – грибники с корзинами на полпуда. Какая сила этот сумасшедший народ гонит? Да та же самая, что заставляет любителей зимней рыбалки до густых сумерек торчать над лункой, чтобы к полуночи притащить благоверной пяток уклеек. Азарт называется та сила, азарт…

Дикарь на лесной поляне

Подремать в «грибном» вагоне электрички стороннему пассажиру вряд ли удастся. Грибники, похоже, видят друг друга не в первый раз, после приветствий и «как здоровье?» – переходят на обсуждение общих интересов.

– Вдруг снегу в лесу по щиколотку уже?..

– Не боись, я и сам ни разу после заморозков в лес не ходил. Вот решил рискнуть…

– Правильно решил! Я в прошлом году уж под конец октября в лес ездил. Притащил, как сейчас помню, рюкзак опят, груздей черных, гигрофоры и этих… сине-зеленых, все время забываю, как они по-научному называются… А-а-а! – строфарии.

– Простите, но эти сине-зеленые просто поганки…

– Видок у них — да, поганистый. Но гриб съедобный. На себе проверено. Я вообще все грибы на себе проверяю. И только потом на теще. Травился всего три раза, теща – ни разу…

Когда электричка причалила к заветной платформе, в ближайший лесок десантом двинулась тьма азартных людей. Одни – удовольствия ради. Другие – ради своего маленького бизнеса. Снег не снег, а свежие грибы на «диких» рынках можно прикупить даже сейчас.

Цены на лесной дар, как всегда, кусачие. Грибники-«дикари» (те, кто товар ни за какие коврижки оптовикам не отдадст и за прилавки цивилизованных рынков не встанет), раскладывая свою лесную добычу на газетные подстилки, пустые ящики и прочую рухлядь, тут же вступают в «ценовой сговор».

Среднестатистический «сговор» в Питере в нынешнем сезоне выглядел так: 1200 рубликов за кучку белых грибочков, 900 – за семейство лисичек. На весах грибы никто взвешивать не будет. Торговля только так – «кучками».

На цивильных рынках боровики – в дефиците. Зато килограмм лисичек можно сторговать за триста целковых. Ценовая составляющая прочей добычи «тихой охоты» – опят, маслят, моховиков и иже с ними – зависит от многих факторов. От места реализации, к примеру: у станции метро в центре города – дороже, у продмага в окраинном районе – в пять раз дешевле. От настроения торговца: с утра заломил цену на товар, к вечеру отдает нераспроданное почти за бесценок. А то! Того и гляди на залежалый гриб червяк нападет… Хотя «за бесценок» – жалко. Лучше – засушить. Зимой сушеный гриб, даже слегка побитый червячком, влет уйдет.

Сморчки для Поднебесной

Сетевым супермаркетам торговать грибным свежачком вообще запрещено. Срок хранения товара, признанного скоропортящимся, не более суток. Реализовать его за столь короткое время и по столь высокой цене весьма затруднительно.

Супермаркеты торгуют грибами культурными. В основном шампиньонами и вешенками. Шампиньоны – безусловные лидеры рынка. Их доля в структуре мирового производства грибов составляет 80%, в России – 72%. Производством шампиньонов в России занимаются в основном крупные предприятия. В Ленинградской области – племзавод «Приневское». Его шампиньонный комплекс был признан лучшим в России.

Если шампиньоны выращивают в основном в крупных комплексах, то за производство вешенок активно берутся и фермеры. Сейчас в России без малого сотня фермерских хозяйств, специализирующихся на этих грибах.

Российский рынок культивируемых грибов до недавних пор оставался максимально импортозависимым – с соотношением 15:85. То есть 15% – собственное производство; 85% – привозные грибы. Более того, импорт, по утверждению аналитиков консалтинговой компании Success Brand Management, вытеснял отечественных предпринимателей, не давая возможности свободно конкурировать.

Если в 2009 году производство культивируемых грибов в России рвануло вверх (кстати, одновременно с выросшим вдруг потребительским спросом на них), то в 2013-м вместо ожидаемого роста показатели снизились на 2,6%, не дотянув даже до 8 тысяч тонн. Такой скудный урожай последний раз собирали в 2005 году.

Российскую грибную поляну, по данным Федеральной таможенной службы, уверенно заселили грибы из Польши. За ней шла Италия. Отметились также Голландия, Португалия, Франция, Литва.

Кстати, та же служба отмечает довольно активный экспорт наших грибов в дальнее зарубежье. Но только не культурных, а дикоросов. Самый «валютоемкий» гриб, оказывается, – лисичка. Возни с ней немного, урожаи большие. За рубеж отправляется более 20 тысяч тонн этих грибов. Крупнейшие покупатели – Германия и Литва, где лисички считаются особо полезными для здоровья. Кстати, по той же причине наши сибирские сморчки охотно покупает Китай. Причем платит за них больше, чем за белые грибы, поскольку сморчки идут в дорогие лекарства.

Но вернемся к «культурным». Прошлый, 2014-й, год немного подтянул показатели: отметку 8 тысяч тонн наши грибоводы все-таки перескочили. Но настоящий рывок ожидается только в нынешнем году. По предварительным подсчетам, грибной урожай должен вырасти до 15 тысяч тонн.

Грибы из стран Евросоюза попали под продовольственные санкции России. Но импорт при этом уменьшился всего на 24% – нишу заняли другие поставщики. И в первую очередь – Белоруссия.

Конечно, введение санкций стало отличным подспорьем для внутреннего производства. Сейчас в России ведется строительство нескольких крупных комплексов, специализирующихся на выращивании шампиньонов, с проектной мощностью 2 – 3 тысячи тонн продукции ежегодно. Но, как считают специалисты, надо как минимум десять таких производств. Только так можно создать конкурентные условия внутри отрасли и повлиять на ценовую ситуацию на грибном рынке.

Подберезовик вместо моллюска

Приписывали грибам и дьявольское, и божественное происхождение. Так, немецкий «Травник» в конце XVI века указывал: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие». А некий французский ботаник в XVIII веке уверял, что грибы были специально изобретены дьяволом, чтобы нарушить гармонию природы и довести до отчаяния исследователей.

Славяне чужестранных «Травников» не читали, французской ботаникой вряд ли интересовались. Они просто научились грибы правильно есть. Историки кухни полагают, что грибы во многом заменили славянам недоступные морепродукты, став третьим важнейшим ингредиентом кулинарии наравне с мясом и злаками/овощами. Тем более что грибы действительно содержат вещества, свойственные не только растительным, но и живым организмам. Хотя по химическому составу они все же ближе к овощам.

Когда в середине прошлого века начались серьезные исследования целебных свойств грибов, ученые для начала «разложили» их на белки, жиры и углеводы. Выяснили, в частности, что содержание белка в белых грибах доходит до 4,6%, в подберезовиках – 3,9, в лисичках и осенних опятах – по 3,2, в маслятах – 1,9%. Жиров в разных грибах содержится от 1 до 6%.

Такое понятие, как «фунготерапия», в России стало известно совсем недавно – в начале нынешнего века. Обозначает оно не что иное как «лечение грибами». Фунго по-японски – гриб. И именно в Японии еще две тысячи лет назад зародилось это направление целительства. А главным целебным грибом у лекарей Страны восходящего солнца считался древесный гриб шиитаке.

При всей полезности не стоит забывать о том, что грибы, как губка, впитывают из почвы все, что нужно и не нужно. Вместе с полезной «минералкой» гриб поглощает радионуклиды и соли тяжелых металлов. Именно поэтому народонаселение иных цивилизованных стран грибные «дикоросы» считает «грязными растениями» и отдает предпочтение культивируемым шампиньонам. Причем поедают их исключительно в сыром виде.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в сентябре по сравнению с августом повысились на 0,5% (с начала года – на 10,8%).

В сентябре значительно возросли цены на сахарный песок – 6,3%, масло подсолнечное – 3,5, яйца – 3,4, рис – 3,3%. Куры стали дороже на 2,3%, мука пшеничная – на 1,8, чай черный – на 1,5, сыры твердые и крупа гречневая – на 1,3%.

В то же время плодоовощная продукция подешевела в среднем на 2,0%, в том числе морковь – на 23,8, свекла – на 20,6, капуста свежая – на 17,3, картофель – на 14,0, лук репчатый – на 8,5%. Но отмечался рост цен на бананы – 27,8%, груши – 11,8, чеснок – 7,3, помидоры – 5,5, огурцы – 5,3%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах сентября составила 4245 рублей 86 копеек в расчете на месяц, что на 78 рублей 01 копейку ниже, чем в августе.

Из непродовольственных товаров рост цен отмечался на бытовую технику и электронику: телевизоры – 5,6%, стиральные машины – 4,2, миксеры – 3,7, фотоаппараты – 3,5, печи СВЧ – 3,3%. Обувь подорожала на 2,8%, табачные изделия – на 2,3, печатные издания и персональные компьютеры – на 2,2%.

Дороже стали услуги учреждений платного образования – на 8,2% Проезд в поездах дальнего следования подешевел на 11,5%, санаторно-оздоровительные услуги – на 6,5, услуги зарубежного туризма – на 4,3%.

http://spbvedomosti.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.