Банька по-черному и поганки

30 января 2016

«Мы здесь больше не чужие»

Эвакуируемые из города везут свои вещи на Финляндский вокзал. Фото: ТАСС

Эвакуируемые из города везут свои вещи на Финляндский вокзал. Фото: ТАСС

Как встретила Сибирь женщин и детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда

В годы Великой Отечественной войны Красноярский край принял более 11 тыс. взрослых и детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Первый эшелон прибыл 28 сентября 1942 года и привез 1 тыс. 458 малышей, собранных из ясель, детских садов и детских домов осажденного города. Многих из них, оставшихся без родителей, усыновили сибиряки.

В память о ленинградских детях, погибших от болезней, приобретенных за 900 дней блокады, в центре Красноярска установлен памятник «Дети войны». «Русская планета» публикует воспоминания эвакуированных детей о жизни на сибирской земле.

Банька по-черному и поганки

Блокадников, которым не нашлось жилья в краевом центре, развозили по районам края. Их принимали жители Минусинского, Идринского, Краснотуранского, Новоселовского, Каратузского, Партизанского и Канского районов.

В селах и деревнях им помогали устроиться на новом месте, найти работу, обзавестись хозяйством. Ведь у приехавших не было с собой буквально ничего — ни денег, ни посуды, ни спальных принадлежностей. Без помощи деревенских жителей они не пережили бы сибирскую зиму. Делились с блокадниками не только вещами и продуктами, но и опытом жизни в деревне. Хотя иногда общий язык найти было сложно: принципиально разный культурный багаж приводил к недопониманию и курьезным случаям.

— Местные удивлялись, как мы можем не знать вещей, которые кажутся им самыми простыми, — делится воспоминаниями с корреспондентом РП попавшая в Красноярский край в 9 лет блокадница Зоя Трошкова. — Например, не умеем топить печку или печь в ней пироги. Посмеивались над нами, но помогали освоиться. Маму все эти ухваты, задвижки и чугунки просто сводили с ума, без помощи она никак бы не справилась. Деревенских многое удивляло в нашем быте. Помню, когда мы всей семьей усаживались за стол, за окном собирались целая толпа из местной детворы. Да что там: и взрослые иногда приходили. Прилипали к окнам и смотрели, как мы едим. А мы никак не могли понять, что им кажется таким забавным. Потом как-то один мальчонка объяснил: «Вы едите, как собаки». Мы страшно удивились и спросили, почему они так думают. Он ответил: «А потому что каждый ест из своей миски». В сибирских деревнях так было не принято, вся семьи, даже очень большие, ели из одной.

Блокадников, впрочем, тоже многое удивляло в незатейливом быте сибирских деревень.

— Баня по-черному повергла меня в шок, — говорит корреспонденту РП попавшая в Красноярский край в 7 лет блокадница Элеонора Фриман. — Как можно мыться, когда весь дым и копоть остаются тут же, внутри! Да еще водой из шайки, которая льется прямо на земляной пол. Стоишь по щиколотку в грязи, пачкаешься, а считается, что ты моешься! Еще нас очень удивляло, что полы в избах здесь не метут и не моют, а скребут. Сейчас сложно поверить, но хорошая сибирская хозяйка каждый день добела, до блеска выскребала ножом полы из струганных досок.

Удивляло уроженцев северной столицы и то, что зимой большинство сибиряков пили не воду, а отвар из сосновых иголок — он помогал спастись от цинги, но на вкус был очень горьким и неприятным. Кадки с ним стояли в каждой избе.

— Оказалось, что это и вправду очень полезно, мы на таком отваре сразу окрепли. Вообще, много всего такого было, чему стоило у деревенских поучиться, — вспоминает Зоя Трошкова. — Зато летом мы тоже не остались в долгу: научили всех собирать и жарить шампиньоны. Здесь их считали поганками, и когда мама впервые решила нарезать грибов на жарку, на нее пальцами показывали: «Смотрите, докторша детей поганками кормить собралась!» Но потом убедились, что ничего страшного не случилось, и сами тоже начали собирать шампиньоны, которых повсюду было хоть пруд пруди — с едой туго было. Даже обычную пучку, это сорняк такой, вся детвора из земли выкапывала и ела. Основание у толстых стеблей пучки, когда их почистишь ножичком, было очень сладкое. Еще мы выкапывали и варили корни саранок — сибирских лилий. Рвали крапиву, лебеду. А самым лучшим лакомством была порезанная ломтиками и запеченная в духовке свекла. Мы дождаться не могли, пока мама разрешит взять каждому по ломтику.

Читать полностью: http://rusplt.ru/society/myi-zdes-bolshe-ne-chujie-21043.html

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.