«Не уметь плести было позором»

15 марта 2016

Директор этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Директор этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Чему шиловские лозоплетельщики научились у французских мастеров

Шиловское лозоплетение считается одним из традиционных народно-художественных промыслов в Рязанской области. Однако директор этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов уточняет, что лозоплетение в Шилове ремеслом или промыслом было лишь в очень краткий период. Исторически плетение из лозы относилось к домашнему хозяйству — то есть изготовлению предметов первой необходимости для личного пользования.

Со времен Тутанхамона

Шиловский этнокультурный центр «Заряна» — то самое место, в котором время остановилось примерно в конце XIX века. Плетеные коврики и ткацкий станок, ступа и печь, лапти и валенки ручной работы, обереги и мешочки с душистыми травами — все эти предметы встречаются в каждой комнате. Еще старинное зеркало с потрескавшейся амальгамой, комод с секретером, массивный сундук позапрошлого столетия. Замечательное чучело Масленицы, которому в выходные предстояло сгореть на праздничном костре. Плетеные вазы, конфетницы, корзинки — это современные изделия из лозы и соломы. Но есть и старинные, которые чуть позже достанут из кладовых, набитых поистине чудесными вещами, принадлежащими когда-то прапрабабушкам.

 

– Искусство плетения возникло еще в каменном веке, было широко развито в Азии и Африке, в Древнем Египте и, конечно, на Руси. Плетеные стулья были найдены даже в гробнице фараона Тутанхамона. Изначально все плетеные изделия имели утилитарное предназначение, только потом, в 90-х, пошла мода на мебель в стиле «ретро». К сожалению, краткосрочная. В нашем Шиловском районе, крестьяне издавна плели коробы для домашней утвари и одежды, оплетки для бутылей, футляры для ножей, пастушьи кошели, корзины для грибов и ягод. Чаще всего эти предметы, изготавливаемые шиловцами, были из неочищенного ивового прута, потому что незачем было украшать, не важно, какой вид имела корзинка, главное, чтоб была крепкой и долго служила, — рассказывает сотрудник этноцентра Наталья Лесникова. — Кстати, до недавнего времени в шиловской электричке пожилой мужчина продавал такие корзины и короба, из нечищеного прута. Но в последнее время его не видно.

Какие-то плетеные предметы быта находятся за витринным стеклом: старые и ломкие, их не стоит лишний раз «тревожить». К примеру, клубок лыка, из которого сплетены лапти, выставленные рядом. Лыко, по словам специалистов, лучше всего брать от липы: с ним проще и приятнее работать. Другие вещи можно снять со шкафа и потрогать, но они настолько тяжелые, что в одиночку не достать. Плетение плотное, прутик к прутику, без единого зазора.

– Одни корзины светлые, другие почти черные — из разного материала?

– Дело не в материале, а в способе приготовления ивового прута. Весной, чуть позже, когда начнется движение сока, придет пора сбора прутьев. В это время прут можно не вываривать, а снимать кору просто так, она как раз податливая. Такой прут будет светлым. Летом, примерно с середины июня до середины августа, прут никогда не собирали. Если идти на сбор в другое время года, обязательно придется вываривать, только тогда можно будет снять кору, еще с горячего прута. Такой прут, вываренный, как раз становится темным. Варят в простой воде, без всяких добавок, в обычном баке. Потом дают просохнуть. Сортируют по длине и толщине. Но во время изготовления какой-либо вещи снова замачивают в воде, либо укладывают в мокрую тряпочку. Иначе с прутом невозможно будет работать.

По словам Натальи Анатольевны, некоторые способы плетения, исконно шиловские, безвозвратно утеряны. Показывает мне тяжеленный короб без дна — в таком виде предмет домашнего обихода достался центру. Скорее всего, в коробе хранились какие-то предметы одежды или даже приданое невесты.

– Пробовала повторить рисунок — не получилось. Кроме того подобное плетение очень тяжело выполнить чисто физически, потому что прут толстый. Вероятно, эту вещь плел сильный мужчина.

Французский ажур

– Плели крестьяне предметы быта для своих нужд, пока не приехал в свое имение граф Лев Сергеевич Голицын. Он долгое время провел во Франции и, кроме секретов приготовления виноградных вин, привез в Россию плетеные вещи. Но не такие, что мастерили местные, а ажурные, легкие. Уже не просто для быта, но и для украшательства. И организовал артель крестьян, которые начали осваивать «заморские» способы плетения, — продолжает Андрей Николаевич. — Разбирались в узорах сами, без учителей, наши крестьяне всегда были людьми сметливыми. К тому же, азам плетения учились с самого детства, не уметь сплести, к примеру, корзину, считалось позором для мужика. Впрочем, для бабы тоже. Как раз в то время, когда функционировала артель, лозоплетение и стало на некоторое время промыслом, потому что вещи изготавливали на продажу.

Стулья, плетеные «французским» способом. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Выносит из запасников гордость и историческую ценность центра — два плетеных стула. Плетение разное. Спинка одного из них несколько повреждена, более поздняя «заплатка» имеет другой цвет.

– Видите, мы попытались отреставрировать, но материал приобрел другой цвет, мы и оставили стул в покое. Сделаны из ежевичного прута. Эти вещи, конечно, не со времен Голицына остались, а изготовлены артелью инвалидов, организованной после Великой Отечественной. Но по той же, «шиловско-французской» технологии. Тогда много увечных домой вернулось, а лозоплетение все же в наших краях было всегда, вот и была организована артель. Помню, в 60-х годах рядом с нами жил сосед по фамилии Ромашин, безногий ветеран Великой Отечественной. Он состоял в артели надомником. Заготавливал прут по весне, заполнял им целый сарай, потом принимался за работу. Однажды и мои родители заказали ему предметы мебели — два стула и стол. Это обошлось нам в 10 рублей.

Андрей Николаевич снова скрывается в запасниках и выносит новое чудо — то ли сумочки, то ли баулы. С открывающейся небольшой крышкой, даже с замочком — естественно, все плетеное. Уточняет, что один «ридикюль» изготовлен в позапрошлом веке, другой — современная копия. Оригинал более тяжелый и тоже сплетен без единого просвета.

Гаврилов показывает вещи, сплетенные из лыка и соломы, свежие прутья, заготовленные для проведения мастер-класса. Соломенные вазы, фигурки-обереги, люстры и цветы, заварной чайник с чашками — легкие, кружевные, почти воздушные.

– Мода на плетеные вещи то проходит, то возвращается, — с сожалением констатирует Андрей Николаевич. — В 50-х годах такие предметы пользовались успехом, потом появились современные материалы — ДСП, пластик. У нас функционирует предприятие «Шиловская лоза», на котором вручную изготавливают мебель для дома и дачи, сани, корзины. Изделия идут «на ура» на всевозможных выставках и ярмарках, но в повседневной жизни не пользуются спросом, потому что ручная работа стоит дорого. Гораздо дешевле, к сожалению, купить такие же вещи, только китайского производства. Неправильно это как-то. Постоянно говорят, что надо возрождать народные ремесла, надо возрождать. Но выставка прошла — и забыли. А ведь народные обычаи и ремесла — это и есть народная душа.

Очиститься и впустить красоту

Казалось бы, все уже сказано, но вдруг Андрей Николаевич сообщает, что хороший прут, мастерство рук и знание красивого узора — вовсе не главное в лозоплетении. Гораздо важнее, когда работаешь с природным материалом, иметь чистую душу и светлые помыслы.

– Старые мастера, которых уже нет, говорили: собираясь на заготовку прута, нужно «очиститься» — то есть, не сквернословить и не употреблять спиртное. По меньшей мере, дня три. Потом пойти на берег реки, поздороваться с ивовым кустом. Поклониться на 4 стороны, положить на землю кусочек хлеба. И сказать такие слова: «Матушка-лоза, растешь ты по велению божьему, дозволь взять ветки твои. Для дела нужны, не прогневайся. Не со злобой беру, а с душой доброй». Тот самый мой сосед, если что выходило у него криво и некачественно, сокрушался: «Видать, согрешил словом или в мыслях, когда плел. А надо бы перед работой впустить в себя красоту божью».

http://ryazan.rusplt.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.