Кто оплатит поиски заплутавших в лесу

14 июля 2016

Страх отпустил, лишь когда Ирина Владимировна обняла дочек и услышала от старшенькой: «Не реви, мама!» Фото: Макар СЕРГЕЕВ.

У нас не принято взыскивать деньги, потраченные на спасательные операции

Макар СЕРГЕЕВ

Едва наступает лето, как у спасателей появляются постоянные клиенты — безбашенные туристы, ягодники и грибники, которые уходят в лес, никого не предупредив, теряются, и их приходится искать.

Очередная робинзонада, на сей раз земляничная, едва не закончилась печально для двух парней и двух девчонок, отправившихся в шалинские леса по ягоды и заплутавших в чащобе. И в очередной раз остро встал вопрос: возместит ли кто-нибудь те солидные материальные затраты, что понесли ведомства, находящиеся на бюджетном финансировании? И ответят ли родители за то, что недоглядели за детьми и тем самым поставили их в опасное положение?

Ягоды с привкусом слез

Для беспечной компании потеряшек вредная привычка одного из них, достигшего совершеннолетия парня, обернулась благом. Если бы не зажигалка заядлого курильщика, то продержаться ночь в лесу при плюс 10 в футболках, шортах и сланцах было бы куда сложнее: холод и комары с мошкарой совсем бы одолели.

В поселке Сарга пропажа в лесу четырех человек, трое из которых дети, наделала много шума. Сначала потеряшек  — Вячеслава Галина (17 лет), Вячеслава Брезгина (18 лет), сестер Надежду (8 лет) и Таню (15 лет) Засыпкиных — искали близкие и знакомые, потом к поискам подключились власти и разные службы.

Нам удалось встретиться с ребятами, когда они еще не успели отойти от пережитого. Связались с мамой девочек и попросил о встрече.

— Приезжайте, — услышал в ответ от Ирины Владимировны. — Они сейчас в бане отогреваются.

В доме Засыпкиных, когда мы приехали, ощущалась атмосфера недавней тревоги. Мама, трое уже взрослых сестер, их молодые люди — все, чувствовалось, еще не отошли от переполоха. А вот сами его виновницы, Надя и Таня, после благополучного избавления из лесного плена, кажутся счастливыми. Несмотря на то что следы от укусов насекомых видны на всех открытых участках тела: собравшись за ягодами, вырядились, как на пляж, — футболки, шорты, сланцы. Только Надя была в джинсах и водолазке.

Как потерялись? На этот вопрос ни у девочек, ни у парней нет четкого ответа. Вышли в полдень. Пошли туда-сюда, повернули налево-направо… Часа через четыре поняли, что заблудились. В череде преград, возникших на пути: ручьи, горы, болото… Хорошее настроение быстро испортилось, а вскоре переросло в панику. Правда, только у девочек. Парни вели себя достойно. Успокаивали, через ручьи, заросли шиповника девчонок переносили, отдали свои ягоды, когда те захотели есть, пиканами подкармливали. Вечером Слава Галин сумел забраться на высокое дерево, откуда смог дозвониться до экстренной службы и сообщить о том, что потерялись. И только. Ни координат, ни каких-то примет местности сообщить не смог. Да и аккумулятор телефона сразу же сел.

Оба Вячеслава, Брезгин и Галин (слева направо) в лесу в панику не впали и всячески опекали девчонок. Фото автора.

Ближе к ночи встали на ночлег, костер развели (зажигалка у Брезгина хоть и подмокла, но работала), нарвали травы, уложили на импровизированный матрас сестренок, сверху накрыли пихтовыми ветками. А парни всю ночь у костра просидели: подкидывали еловые да пихтовые ветки, чтобы дыма было побольше, чтобы отгонял комаров и мошек. Опять же, думали, это какой-никакой ориентир для спасателей, если будут с воздуха искать…

Ищут охотники, ищет полиция

— Об отсутствии детей я забеспокоилась часов в шесть вечера, — рассказывает Ирина Владимировна. — Поначалу думала, раз жара, ребята могли после леса на Шатлык пойти купаться. Но знакомая, которая шла с пруда, сказала, что детей там не видела.

После этого уже забили тревогу. Со знакомыми объехали сабиковскую дорогу до седьмого километра, заходили в лес, сигналили, кричали. В десять вечера позвонили в полицию. А в 23.25 ребята вышли на связь — диспетчер Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) Шалинского городского округа принял телефонный звонок от потеряшек.

Но, как выяснилось, запеленговать звонившего у спасателей нет возможности. И если заблудившийся не может сообщить своих координат или место положения (а без карты и компаса это сделать практически невозможно), то и на оперативную помощь — типа прилетит вертолет и т. п. — рассчитывать не стоит. Уповать в первую очередь приходится на себя, на удачу и Бога, помогающего тем, кто вас ищет.

После сигнала от ЕДДС на поиски было привлечено 17 человек, группу возглавил специалист по делам ГО и ЧС администрации Шалинского ГО Иван Вшивков. Были среди поисковиков и саргинцы, и даже знакомые семей из Первоуральска и Ревды. Местные охотники Михаил Юсупов и Валерий Усольцев избушки охотничьи проверяли, думали, может, там ребята приютились.

Что касается сил МЧС, то решение о их привлечении было принято в 8 утра. Через полчаса на место поисков выдвинулось 10 человек, 3 единицы техники Первоуральской поисково-спасательной группы. Всего планировалось нарастить группу поиска до 14 единиц техники и 69 человек из числа спасателей, волонтеров, пожарных и полицейских. Но этого не потребовалось, около полудня ребята сами объявились.

Оказалось, утром, как рассвело, незадачливые ягодники снова отправились в путь. Набрели на лесовозную дорогу, которая накануне завела их в лесные дебри, пошли в другую сторону. Так и вышли к поселку.

Разбор полетов

— Благодарна всем, кто помогал искать, — при этих словах на глазах матери наворачиваются слезы. — Я готова встать перед ними на колени, что не остались в стороне, не сидели ночью дома…

Чувства матери, чьи дети не пропали в лесу, а нашлись живыми и здоровыми, понятны, и язык не поворачивается в такую минуту упрекнуть ее, что недоглядела за детьми, не втолковала, что без родителей далеко в лес ходить нельзя. Однако теперь, когда страхи остались позади, сказать об этом необходимо.

Для жителей лесных мест поход по ягоды и по грибы дело рядовое. Деревья да опушки сразу за околицей, до нее рукой подать. За сезон не один раз туда наведаешься. Может, еще и поэтому мы бываем так невнимательны и неосторожны? Дети не считают нужным отпрашиваться у родителей, когда идут в лес или на речку. Родители и не думают наказывать за самовольные путешествия. Тут-то и подстерегает беда: ребятишки пропадают, тонут…

Но почему все сходит с рук взрослым? Со стороны МЧС, полиции, прочих структур никаких требований возмещения затрат не выдвигается. Дескать, родители и так настрадались, а с них деньги взыскивать? Надо взыскивать, тогда и чувство ответственности укрепится. Пока лишь отдел по делам несовершеннолетних МО МВД России «Шалинский» провел опрос детей и их родителей и направил материалы в следственный комитет. По результатам проверки всех обстоятельств дела будет принято решение, надлежащим ли образом исполнялись родителями их прямые обязанностей. Может, хоть нравоучение прочтут.

ПАМЯТКА

Чтобы не пропасть в лесу, специалисты главного управления МЧС России по Свердловской области советуют:

— не отпускайте в лес детей и пожилых родственников одних;

— перед выходом в лес предупредите родных, куда идете;

— возьмите с собой средства связи, компас, спички, необходимый запас продуктов, медикаменты;

— старайтесь не уходить от знакомого маршрута, не срезать путь по незнакомой местности;

— если потерялись, не паникуйте, сохраняйте спокойствие; прислушайтесь, может, где-то проходит железная или автомобильная дорога; постарайтесь выйти на открытую местность, к высоковольтным линиям, к реке, так вас проще найти;

— если потерялся ваш родственник, сразу же вызывайте спасателей по телефону «112» или «01»;

— одевайтесь для похода в лес ярко — в камуфляже вас могут не заметить и с трех метров;

— если точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте, разведите костер, периодически кричите — по дыму и голосу человека легче найти.

http://газета-уральский-рабочий.рф/society/19704/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.