Скромное очарование среднерусских… орхидей

23 июля 2016

За экзотикой не надо ехать в тропики.

На один день мы с фотокором Анастасией Волковой превратились в охотников за орхидеями. Нашим проводником стал доцент Института естествознания Калужского государственного университета, кандидат биологических наук  Евгений Константинов. Хотя у него за плечами множество экспедиций в Юго-Восточную Азию и открытие нескольких новых видов тропических орхидей, в этот раз так далеко от Калуги нам уезжать не пришлось.

Луговые джунгли и грибы-инвесторы

На первый взгляд – ничего примечательного: мирно пасущиеся коровы, обычное цветущее разнотравье. Аспект, сказали бы ученые-ботаники, то есть массовое цветение растительного сообщества. «Солировала» буквица лекарственная с ярко-фиолетовыми цветами. Неспециалисту и в голову не придет, что среди этой идиллии кипят страсти, достойные латиноамериканских сериалов.

— Вот повилика – растительный вампир.  Когда распускаются ее микроскопические цветочки, мимо пройти невозможно — она сладко-сладко пахнет медом, —  показывает Евгений Львович на золотистую «кудель».  — Повилика не бывает зеленого цвета, поскольку сама не фотосинтезирует, а цепляется за окружающие растения, проникает под их эпидерму и высасывает питательные вещества.

Но не повилику искали на этом лугу, а маленькую редкостную орхидею – пололепестник зеленый. За всю историю изучения флоры в нашей области, с 1904 года, с работ Александра Федоровича Флерова, места ее произрастания обнаруживали всего пять раз. Нам повезло увидеть луговую скромницу.

— У этого растения все признаки, полагающиеся орхидным, имеются. Это и тесная связь (содружество) с грибами — микоризой, и цветок неправильной формы, и мельчайшие пылевидные семена, — рассказал Евгений Константинов. – Интересно, что для пололепестника  выпас скота – обязательное условие.  Он прекрасно себя чувствует рядом с жующими коровами и козами, которые освобождают для него жизненное пространство.

Растение, прямо скажем, не видное –  не какой-нибудь фаленопсис или ванда с крупными цветами. Однако некоторые подробности «личной жизни» орхидных нас поразили. Кто бы мог подумать, что у них есть «инвестиции», «проценты», а экономические отношения в природе сродни нашим.

— В свое время Леонтий Григорьевич Раменский разработал классификацию жизненных стратегий растений. Ее потом взяли за основу экономисты, —  продолжал удивлять нас с Анастасией доцент Константинов. —  Орхидеи знают, что такое  долгосрочные вложения. Семена у них микроскопические – растение экономит на питательных веществах. Чтобы расти дальше, семечко орхидеи заражается гифами гриба. Гриб питает это растение, пока не появятся листья. У пололепестника до 4-5 тысяч семян в крохотной коробочке. Без «инвестиций» гриба они погибнут. В последующем растение вложенные в него силы отдает обратно. Гриб с полным правом заражает внешний слой корней,  и орхидея возвращает ему проценты ежегодно и постоянно.

Мы тоже собрали на опушке леса немного «процентов» совместной экономической деятельности грибов и орхидей — молоденькие лисички были чудо как хороши!

Войны в зарослях и трофейные фото

Не все так мирно сотрудничают в растительном мире, как грибы и орхидеи. Миновав перелесок, мы вышли на небольшую поляну, где шли настоящие боевые действия. Наши березки активно теснили американского «захватчика». Люпин, родина которого Северная Америка, видимо,  попал сюда из палисадников заброшенных деревенских домов.  Но заполонить все свободное пространство у него не получилось. Березы брали в окружение люпиновые заросли по частям.

Обсудив последние новости мировой политики, мы двинулись дальше на поиски орхидей. И снова нам улыбнулась удача. Маленькое растение с коричневым стеблем и коробочками семян оказалось орхидеей гнездовкой.

— Гнездовкой называется потому, что корни у нее плотно скручены, на птичье гнездо очень похожи. Все наши орхидеи почвенные — довольствуются классическими корневищами и клубнями. Это в тропиках они на деревьях растут, — объяснил наш гид. — Цветущая гнездовка такая же коричневая. Опыляют ее ночные бабочки,  как и другую нашу орхидею — любку двулистную.

Ура! Хоть одно знакомое название! Букетики этих нежных цветов каждую весну можно видеть на рынках. Правда, любку двулистную у нас чаще называют ночной фиалкой. С ботанической точки зрения от настоящих фиалок она далека. Говорят, в далекие времена ее использовали для приворотных зелий. Видимо, поэтому и «любка». Она действительно сильно пахнет на закате, привлекает ночных бабочек. На склонах овражка увидели еще один краснокнижный вид  — медуницу узколистную.

— Среди орхидных, которые встречаются  на территории нашей области, дремлик болотный. Он пахнет ванилью, — продолжил Евгений Львович. —  Всего один раз находили ятрышник. Чаще встречаются похожие на него пальчатокоренники. Раньше их путали. Определить, кто есть кто, позволяют методы молекулярной генетики. Привычная нам флора молода – это послеледниковый период, какие-то 10-12 тысяч лет – немного для формирования видов. Живые организмы подстраивались под новые условия. Во многих родах сложные внутривидовые отношения.

Хатьма тюрингенская (ее еще называют дикой мальвой), хоть и не относится к орхидным, но доставила несколько приятных минут – вернула нас в детство. Из ее цветов получаются удивительные создания. И пусть кто-то скажет, что феи у нас не водятся! Жаль только, что нашу самую красивую орхидею – венерин башмачок — увидеть в этот день не удалось.

— Венерин башмачок обыкновенный, или циприпедиум – большая редкость, — подчеркнул биолог. – Цветы очень красивы: нижний лепесток сильно изогнут и заполнен сладкими железками, туда поживиться нектаром заползают муравьи. Пытаться выкопать и принести к себе на дачу это растение не только незаконно (оно занесено в Красную книгу), но и бесполезно – чтобы орхидея выжила,  придется «захватить» с собой еще сотку-другую микоризы, в сообществе с которой она живет. Лучше купить для дачи  культурные орхидеи-башмачки, а лесными любоваться в местах их произрастания.

Мы, классические гуманитарии, сделали для себя в этот день много ботанических открытий. Тот, кто хочет познакомиться с родной флорой поближе, может пройти экологическими тропами национального парка «Угра». Селфи с орхидеей – достойный трофей.

Светлана МАЛЯВСКАЯ.

Фото Анастасии ВОЛКОВОЙ.

http://www.vest-news.ru/article/84060

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.