Дуэт мастера и природы

24 июля 2016

Дуэт мастера и природы

Корнепластика или, как это еще принято называть, лесная скульптура — один из видов декоративно-прикладного искусства, созданный народом. Именно народные мастера еще в древности для повседневных бытовых нужд могли вырезать из дуплистого дерева, например, кадочку для засолки, из вывернутых пней — стулья, кресла, из развилок ореховых деревьев — рогатины или вилы для ворошения сена, а из капов (наросты) изготавливались столешницы, короба, вазы.

Считается, что у любого изделия, выполненного в этом стиле, два автора — природа и человек. Александр Иванович Шестов, житель села Холязино, с этим утверждением вполне согласен. Ведь чтобы из куска природного материала получилось произведение искусства, мастеру сначала нужно разглядеть, увидеть нечто в природе.

— В этом виде творчества очень много романтики, — говорит Александр Иванович. — Здесь особо ценится близость с природой, умение найти такой образец, в котором большая часть работы уже проделана ею. Заготовки можно обнаружить в засохшем дереве или кустарнике, в очищенных от земли корнях. Из ветвей деревьев хорошо получаются фигурки людей, животных. Ствол обычно используют для крупных скульптур. Первую свою поделку я смастерил именно из ствола ветлы, на которой когда-то отпилили сучок и на этом месте образовалось много побегов. Каждый раз проходя мимо этого дерева, мне виделась голова оленя. Это меня очень заинтересовало. Однажды я не удержался и спилил этот ствол. Для воплощения задуманного пришлось освоить технологию корнепластики и сделать специальную стамеску и нож для вырезания мелких деталей. Образ получился не сразу. В процессе работы понял, что скульптура больше похожа на голову индейца. Что удивительно, многие детали вырисовывались как бы сами по себе. Небольшие отверстия напоминали глаза, нарост походил на нос, оставалось только подкорректировать, ну а большие ветки на голове послужили перьями. Скульптура получилась выше метра, над ней я трудился полтора месяца. С каждым днём, видя результат своей работы, я получал огромное удовольствие.

А потом корнепластика захватила его полностью. Идет в лес по грибы, оттуда возвращается с корягами. Умение увидеть в обычном корне нечто большее, чем просто дерево, фантазия и мышление позволяют мастеру создавать удивительные вещи.

Идею образа в лесной скульптуре подсказывает сама находка. Но главную роль, решающее слово при его создании принадлежит человеку. Мастер при этом старается ничем не нарушать природную пластику будущего изделия, только слегка подчеркивает там, где это нужно, и внимательно присмотревшись, убирает всё лишнее, завершая художественный образ.

— Бывает, что образ долго не раскрывается, — продолжает Александр Иванович. — Найдешь интересную корягу, смотришь на неё — вроде что-то напоминает, но надо доработать, подобрать к ней ещё нужный элемент. Стараюсь не торопиться, так как исправлять ошибки в форме или композиции изделия очень сложно, а порой и невозможно. Сама скульптура должна быть доходчива и понятна, образ — правдивым и ярким. Нужно осторожно прикасаться резцом, освобождая то, что заключено самой природой. Не следует переделывать заготовку, стараясь воспроизвести точные пропорции и формы. Здесь не обязательно добиваться полного сходства задуманного, главное, чтобы получившееся изделие хорошо смотрелось, а его необычные формы были понятны.

В коллекции мастера больше зверушек: оленёнок, ягнёнок, волк, жираф, крокодил, сова, но можно увидеть и фигуриста, и пловца, и девочку, которая внучке Насте очень нравится.

— Очень люблю дедушкины поделки, — улыбается Настя. — Когда приезжаю к нему погостить на каникулы, вместе ходим в лес, я помогаю искать заготовки, сама придумываю к ним образы, а дедушка ко мне прислушивается и часто соглашается. Я с большим удовольствием наблюдаю, как у дедушки из простого сучка получается что-то интересное.

Вещи из его рук выходят действительно необычные. Чудесные миниатюрные деревянные скульптуры долго у хозяина не задерживаются. Многие произведения искусства Александр Иванович подарил детскому саду «Светлячок», а часть отвез в село Андрейково в дом, который им достался от родителей жены, там они проводят всё свое свободное время, занимаются выращиванием овощей и фруктов.

— Свои скульптуры я не стараюсь коллекционировать, просто занимаюсь этим для души, это увлечение для меня — огромное наслаждение, настоящий подарок природы, — делится своими переживаниями мастер. — Я не могу пройти мимо дерева или коряги, не разглядев чей-то образ. В голове у меня очень много задумок, надеюсь, что все мои идеи воплотятся.

Пожалуй, каждый из нас, прогуливаясь по лесу, встречал причудливого вида корни и толстые ветки, напоминающие собой либо сказочный персонаж, либо какое-нибудь животное. В большинстве случаев, посмотрев на детище природы, внешний вид которого порождает различные ассоциации, мы оставляли его там, где подобрали. В случае с нашим героем все наоборот: спустя некоторое время найденная в лесу «деревяшка» становится настоящим произведением искусства.

ЕЛЕНА КОСАРЕВА

http://bolshoemurashkino.riasv.ru/news/duet_mastera_i_prirodi/1208229/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.