Грибы и личности. Учёный Лидия Переведенцева: «В Прикамье 300 видов съедобных грибов»

13 октября 2016

О прикамских грибах Лидия Переведенцева, известный пермский учёный-миколог, кажется, знает всё. Ну, или почти всё. Да и как иначе – ведь девичья фамилия у неё Груздева! Как говорится, назвался груздем – изучай грибы.

Из личного архива

Чем Лидия Переведенцева успешно и занимается уже много лет.

Кстати

Лидия Переведенцева, род. 27 декабря 1948 г. в пос. Новоильинский (Нытвенский р-н).Окончила Пермский педагогический институт («Учитель биологии и химии»). Доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и генетики растений ПГНИУ. Автор учебника и учебных пособий по микологии, известных не только в России.Замужем. Две дочери.

Terra incognita

Лидия Переведенцева: Фамилия фамилией, а путёвку в микологию мне дал мой научный руководитель Иван Александрович Селиванов. Большой учёный, который преподавал в педагогическом институте, создал в Перми научную школу, известную во всём мире, –  рассказывает Лидия Переведенцева. – Иван Александрович вместе с коллегами и студентами успешно занимались изучением микоризы у разных растений (микориза – грибокорень, симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения – Авт.). А вот исследований разнообразия самих микоризных грибов в Пермской области почти не было. Иван Александрович предложил мне заняться ими. Когда мы начали эту работу в 1975 г., то в Прикамье было известно всего лишь 50 видов шляпочных грибов. Сегодня мы знаем уже около 900 видов, из них 300 – съедобные. Но наши жители мало знают о них, собирают от силы 20 видов грибов – самые тривиальные. И каждый год мы открываем всё новые грибы для нашего региона. Например, в прошлом году на Басегах обнаружили  родоколлибию прорывающую, в этом – новый вид млечника.

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье: Такими темпами белых пятен на грибной карте Прикамья скоро не останется?

Л. П.: – Что вы?! Сегодня нам известно около 70% шляпочных грибов. Думаю, что сотню-другую видов мы ещё откроем. И я ещё не говорю про трутовые и сумчатые грибы, которые в Прикамье мало изучены.

Шоколадка за поганку

– Открытия каких грибов вам больше всего запомнились?

Л. П.: – Для нас каждое открытие нового вида – событие. Например, хорошо запомнила 1997-й год, когда мы наконец-то обнаружили в нашем регионе бледную поганку.  Всё никак она нам не попадалась. Мы уже обещали студентам за её находку шоколадки. И вот однажды студентка привезла на кафедру бледную поганку из родного Чайковского района, даже не подозревая, что это за гриб.

– Не думал, что он у нас такой редкий.

Л. П.: – В крае немного мест, где он встречается. В Кунгурском районе ещё находили. Бледная поганка очень опасна: смертельная доза гриба всего 100 граммов. Проблема в том, что симптомы отравления ею проявляются не сразу. Может пройти неделя после её употребления, когда вдруг ни с того, ни с чего человеку становится плохо – и он умирает. Потому что происходят необратимые реакции: жировое перерождение печени, почек, сердца.

– Спасти от отравления бледной поганкой нельзя?

Л. П.: – Антидотов от её ядов нет. Люди выживают, если в первые дни получают медицинскую помощь, им прочищают организм от токсинов. Затем требуется проводить поддерживающую терапию. Несколько лет назад в Чайковском районе пять человек из одной семьи погибли, отравившись блюдом из бледной поганки. Его приготовила бабушка, которая приехала с Украины. Она перепутала бледную поганку с шампиньонами. В живых из семьи остались только она и маленький ребёнок, которые не ели блюдо с бледной поганкой.

Такой же токсичностью, как бледная поганка, обладает паутинник плюшевый. Это южанин, внешне похож на паутинника-приболотника. Несколько лет назад впервые в России мы нашли его в Еловском районе. После этого он в нашей стране пока не попадался. Помню, в одной заметке писали, что в Польше  отравились 182 человека, многие из которых погибли.  А вот красный мухомор менее токсичен.

Фото: Из личного архива

– Значит, если я пойду на грибную охоту не в Кунгуре и не в Чайковском, а в другом районе, то могу быть спокоен, что точно не нарвусь на бледную поганку?

Л. П.: – Нет, не можете. Сейчас у грибов наблюдается такая же тенденция, как и у животных – южные виды наступают на север. Как показывают наши наблюдения, мицелии (научное название грибницы – Авт.) разных грибов располагаются в почве как слоёный пирожок. И как только возникают подходящие условия для мицелия того или иного гриба, он «выстреливает» плодовым телом. Мы видим, что видовой состав разных территорий сближается. Сегодня в нашем регионе даже тропические виды растут. Этим летом в Мотовилихинском районе женщина в теплице обнаружила тропический гриб, близкий к дождевикам, – Мутинус Равенелли. Когда жаркое лето, наши садоводы могут его встретить на своих грядках.

От рака и алкоголиков

– Грибы широко используются в народной медицине. Оправданно?

Л. П.: – Вполне. Многие народные рецепты находят своё научное подтверждение. Недаром есть целое направление – лечение на основе лекарственных грибов и препаратов из них (фунготерапия – Авт.). Возьмём самый типичный пример – мухомор. В народной (например, настойки на водке – Авт.) и официальной медицине его успешно применяют как обезболивающее средство, для профилактики и лечения онкологических заболеваний.

Против рака также часто используют сухлянку двулетнюю. У нас её полно в сосняках. И она помогает тем больным, у кого ещё не запущенная стадия и не было оперативного вмешательства. В советские времена эту тему – применения грибов при лечении онкозаболеваний – успешно развивали в Прибалтике. Но после развала СССР благополучно похоронили. Тем не менее, в России есть центры, которые на основе трутовиков создают препараты, тормозящие развитие злокачественных опухолей. Многие грибы обладают прекрасными бактерицидными свойствами, являются отличными иммуномодуляторами. Препараты на основе некоторых грибов применяют даже при терапии ВИЧ-инфицированных. Есть грибы, которые в народной медицине используются для лечения алкоголизма.

– Интересно, какие?

Л. П.: – Например, навозник чернильный. Раньше царские указы подписывали чернилами, добавляя в них споры этого гриба. Это была стопроцентная защита подписи от подделки. Споры этого навозника в чернилах, приклеиваясь, создают свой неповторимый рисунок. Навозник чернильный – съедобный гриб, но у него есть ядовитые вещества, которые растворяются в алкоголе. Если мы с вами съедим блюдо из этих грибов, но вы будете при этом пить, то вам потом станет плохо. А мне ничего. С алкоголем яды растворяются, у человека начинается аллергическая реакция, тошнота, рвота, зудящие пятна, повышается температура. Несмертельно, но очень неприятно. Эти вещества долго сохраняются в организме, и если на следующий день человек принимает алкоголь, то симптомы снова проявляются. Для этого даже необязательно уже есть грибы. Так вырабатывается отвращение к алкоголю.

Фото: Из личного архива

Собираем с умом

– Год на год не приходится. Нынче из-за аномальной и продолжительной жары грибы массово полезли только в сентябре. По-вашему, есть ли смысл в нашем крае развивать бизнес по заготовке грибов?

Л. П.: – Почему нет? В советские времена заготовительные пункты были везде и они себя оправдывали. На одних грибах они не зацикливались, заготавливали ягоды и другие дары леса. Удручает, конечно, что развалили эту систему. Хотя заготовка грибов, пусть в другом формате, возрождается. Несколько лет назад мы были в экспедиции в районе озера Адово (находится в Гайнском р-не – Авт.). Белые грибы там хоть косой коси. И видели финнов, которые приезжали на автомобилях-рефрижераторах и скупали грибы за копейки. Знаю, что на север нашего края часто наведываются москвичи и питерцы, закупают белые и лисички для столичных ресторанов.

– В пик сезона на обочинах автотрасс было полно машин грибников. Хотя, кажется, даже детсадовцы знают, что у дорог собирать грибы не следует.

Л. П.: – Конечно, не стоит. Грибы как губка впитывают в себя токсичные соединения. Поэтому лучше отойти от дороги метров на сто. Кстати, поэтому я бы поостереглась покупать грибы у уличных торговцев. Ведь неизвестно, где они их собрали. Вдруг рядом с оживлённой трассой или в Балатовском лесу.

– А как далеко от города лучше уехать на грибную охоту?

Л. П.: – На 40-50 км, если это крупный город с развитой промышленностью, как наша Пермь.

– Предмет извечного спора грибников: что правильнее – срезать или выкручивать грибы?

Л. П.: – Без разницы. Хотя лучше выкручивать, особенно, крупные грибы. А вот мелкие можно срезать. При сборе грибов главное не повредить подстилку. Риск сделать это выше (но и он очень небольшой), если срезать гриб – из-за гниения возможно развитие разных бактерий, которые могут добраться до грибницы.

– В пробирке шляпочные грибы пока выращивать не научились. А реально на дачном участке развести, допустим, белые грибы или красноголовики?

Л. П.: – Попробовать можно, если есть деревья. Один из вариантов: под дерево нужно подкладывать как можно больше грибных шляпок. А сверху их засыпать подстилкой и время от времени поливать. Тогда, возможно, и вырастут грибы на вашем участке. Потому что мицелий этих грибов в почве всё равно есть, и они обычно с широким кругом деревьев взаимодействуют. А лучше это сделать в лесу: если заприметили грибное место, то его можно «усилить». Как вариант: размолоть трубчатый слой шляпок, развести его водой и поливать вокруг дерева. Но никто вам не даст гарантии, что эти манипуляции принесут результат. Механизм образования плодовых тел до конца не изучен, иначе бы микоризные грибы (белые, рыжики, грузди) давно выращивали на грядке.

Александр Переверзев

http://www.perm.aif.ru/society/

Рубрики: ГРИБЫ И ЛИЧНОСТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.