У «ящика»: Слизевик принимает решение

21 мая 2017

На канале 24_Doc на этой неделе идет британский документальный фильм «Таинственный сад». Это, по сути, сборник любопытных интервью. Но временами он мимикрирует под научно-фантастический триллер – с тревожной музыкой и гипнотическими кадрами макросъемки какого-то пульсирующего желтого желе и кораллоподобной «пены» инопланетного вида.

Впрочем, главными героями фильма стали существа вполне земные, хотя и малоизученные – слизевики, что-то среднее между грибами и животными. А еще увлеченные ими биологи, математики, робототехники, художники и музыканты, которых слизевики, как бы странно это ни прозвучало, вдохновляют.

Фильм начинается с фрагмента выпуска новостей 1973 года на канале NBC: жители Далласа, штат Техас в панике сообщали о найденных во дворах бесформенных дрожащих сгустках, которые потихоньку перемещались с места на место, а при попытке потыкать в них чем-нибудь, становились фиолетовыми. Люди тогда не на шутку перепугались, но вскоре подоспел комментарий биолога: это, мол, всего лишь безобидные грибы.

Впрочем, сегодня, сообщают нам авторы фильма Тим Грэбхэм и Джаспер Шарп, никто уже не считает слизевиков грибами, в том числе из-за их способности передвигаться в поисках пищи. С грибами их роднит разве что размножение спорами. А одно время слизевиков даже относили к животным, поскольку эти студенистые существа явно демонстрировали зачатки интеллекта. «Это не животные, не растения и не грибы. Это – слизевики», – торжественно провозглашает с экрана миколог-любитель.

Именно способность этих живых сгустков принимать решения привлекла художницу и дизайнера Хезэр Барнетт. Она не пишет красками, но строит для слизевиков маленькие лабиринты и раскладывает в них овсяные крупинки (которыми существа питаются) и соль с содой (которых они боятся). А потом каждый час фотографирует, как ярко-желтое разветвляющееся желе находит в лабиринте самый короткий путь к крупинкам.

И если вы думаете, что это и есть самое странное занятие в мире, то нет: в конце фильма мы еще познакомимся с композитором, руководителем Центра междисциплинарных исследований в музыке. Он записывает электрический потенциал слизевика, мирно сидящего в чашке Петри, потом эти данные оцифровывает, а специальная компьютерная программа переводит их в звук, который извлекается из рояля… Какой в этом смысл? Таким образом этот человек пытается понять, может ли музыка стать средством передачи информации…

Еще слизевики помогают ученым найти оптимальные пути эвакуации людей из здания при пожаре (по сути, тот же фокус с лабиринтом и крупинками, только лабиринт воспроизводит план реального здания), управляют роботами (буквально) и демонстрируют процессы освоения различных пространств людьми. Вот пример: в эксперименте на карте Северной Америки крупинками отметили крупнейшие города, а слизевик разветвился и довольно точно изобразил схему основных дорог. Его способность обучаться позволяет изучать на его примере более сложные системы, объясняют ученые.

Из фильма мы узнаем, что слизевики бывают разными: одни похожи на черную икру, другие – на собачью рвоту, третьи – на живой рис, и так далее. Их вообще-то больше тысячи видов, но насколько больше, никто сказать не может. Тот случай, когда настоящее чудо природы, заставившее ученых говорить о пересмотре значения слова «интеллект», можно найти в лесу под корягой. А попутно авторы рассказывают о людях, которые в разные годы подступались к разгадке тайны слизевиков. Например, о Перси Смите – британском натуралисте-любителе и пионере замедленной киносъемки. Дело в том, что «шевелятся» слизевики только на ускоренной перемотке, да и наглядно увидеть их перемещения (по сантиметру в час) можно только на видео. И Перси Смит был первым, кто заснял слизевиков в 30-е годы ХХ века.

Авторы не жалеют экранного времени на красивые долгие планы: вот медленно ползет улитка, или бежит красивый жук, или колышется белый пенообразный слизевик, который мог бы изображать Океан на Солярисе, если бы сегодня кто-то вновь взялся экранизировать роман Лема. А участники фильма не стесняются громких заявлений: «Это своего рода бесформенный желудок, ползающий по земле». Или: «Пора пересмотреть значение слова «интеллект». А главное, мир вновь начинает казаться полным чудес. Пусть нам сегодня не найти новых континентов, зато можно обнаружить разум в странном существе под ногами и даже вступить с ним в коммуникацию посредством музыки или крупы.

Фото: pixabay.com

http://www.ap22.ru/paper/U-yaschika-Slizevik-prinimaet-reshenie.html

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.