Дежурный ангел

16 октября 2017

Лариса Максименко
Бабушка Зинаида пережила свою самую драматичную осень в жизни... Фото: из личного архива.
Бабушка Зинаида пережила свою самую драматичную осень в жизни… Фото: из личного архива.

Многодневный поиск, который вели в тайге полицейские Прокопьевского района, спасатели, волонтеры и родные, закончился хэппи-эндом. Заблудившуюся 74-летнюю  Зинаиду Храмцову нашли. И завтра её выписывают из больницы…

Невероятно, что она, по жизни – человек непоходный, по профессии – строитель, по возрасту – уж и дома-то ходившая помаленьку, выдержала такой таежный марафон! И прошла по бурелому больше 40 км! Перенесла холод и голод, уцелела среди диких зверей. Да еще, по словам жителей соседних сел, в мистической аномальной зоне…

А когда последние силы оказались на исходе, она встретила… посланника свыше. Ангел помог соединить последние звенья цепи поисково-спасательной операции. Мираж? Фантастика? Нет, правда.

Как она выживала…

– Я поехала за опятами с сестрой, зятем, племянницей, – рассказывает Зинаида Николаевна. – И того леса не знала. Зять туда раньше ездил, он знал. И вот мы стали грибы собирать, кликаясь. Мне кричали – отвечала. Всё спокойно – дорога рядом. Лес как лес. Далеко я никогда не хожу и не плутала раньше.

Но тайга была все же другой. Не осколком-околком посреди региона. А уже настоящей тайгой, вставшей у трассы стеной, уходящей на Алтай. С каркающим вороньем по краю. С травищей по пояс. С сухими деревьями, сваленными бурей, которые не перешагнуть, не обойти, так дружно окружила их сильная поросль… Да и от родного Краснобродского сюда – до начала села Оселки за Прокопьевском – на машине ехали больше часа. Потом по селу с плакатами «Осторожно, медведи!» Потом вдоль полей и бывших покосов, дважды через речку вброд – к таежному частоколу.

Выбрали, наконец, место, встали, вошли в лес примерно в 10 утра. А в полдень бабушка перестала выходить на связь.

– Я не испугалась, когда тоже поняла, что кричу своим – и нет ответа. Прикинула, где должна быть дорога, пошла к ней… А когда поняла, что все сроки ожидания дороги давно прошли, что все-таки заблудилась, решила: стоп, пора подумать о ночлеге. Наутро – выйду!

Одета она была легко: днем ведь прогревалось до +12. Из теплого – вязаная кофта, спортивные штаны, платок, носки, галоши. Понимала – к ночи похолодает. (И действительно: в тайге будет чуть выше нуля.)

– У меня с собой был ножик. Порезала лапки еловые, папоротник сухой собрала. Расстелила под деревом. Легла, себя сверху кофтой укрыла, папоротником обложила. Было тепло, я даже выспалась.

И такой «спальный мешок» из папоротника она себе мастерила все пять таежных ночей!

Но если первые двое суток, пока бабушка плутала, было сухо, то потом прошел долгий холодный дождь. И согреться она уже не могла, даже «поддев» под мокрую одежду листья папоротника. И больше по ночам не спала. Только днем, продолжая идти и чуть согревшись движеньем, опираясь, даже повиснув на подобранных сухих палках, замечала, что идет и минуту-другую спит…

…Судя по тому, что нашла в кустах целлофановый пакет, а потом, в другой день, еще (один надела в дождь на голову, вторым, спрятавшись под деревом, сев, укрывала ноги), она шла не по прямой на Алтай. А всё кружила недалеко от трассы. И мешки те остались от предыдущих грибников.

Но всё равно то была глухая тайга.

– Там такое болото и узкий ручеечек. Я, его найдя, двое суток к нему возвращалась. Пила из него утром и вечером. Срывала сухую пустую траву, и через эту трубочку, через платок пила, цедила воду.

Приходила она к ручейку лишь дважды в сутки из-за двух медведей (похоже, медведицы и медвежонка), тоже туда пить приходивших.

– Иду к ручейку, глаза вскинула и вижу: два медведя сидят. Я потихонечку назад. Думала, нагонят меня, метров пятьдесят до меня было. Не стали, слава Богу…

(А еще, когда её нашли, Зинаида Николаевна рассказала родным, что видела рысь, метрах в двадцати от себя. Обе застыли, глядя в глаза друг другу. И женщина, пятясь, ушла.)

…Из еды у нее с собой не было ничего. («Все шесть дней она не ела. Выдержать это ей помог пост. Она верующий человек, много лет помогает на службах в церкви, соблюдает все посты. Рассказала: голод мучил в тайге два дня. На третий стало легче, перестала хотеть есть. Но мучительнее всего ей было без воды…»)

…Так и проходили в тайге одинаковые дни. Она всё шла и молилась, просила помочь вернуться к детям, внукам, правнукам. И не только чувствовала – знала, что за нее молятся. Что ее ищут. Слышала же далекий звук громкоговорителя и свистки поисковой группы. Шла туда, но бесполезно. Никого. А неясный шум поиска начинала вдруг слышать совсем в другой стороне.

«Нам говорили в селе про аномальную зону, что люди там часто плутают, что машины часто разбиваются в той «точке», на 15-м километре трассы, – расскажет позже Настя Полещук, внучка, одна из участниц поиска. – Видно, или эхо от поиска где-то разбивалось, направление меняло, и бабушку дезориентировало. Или и правда там её кружила какая-то сила».

– Сама бы я из тайги не вышла, – убеждена Зинаида Николаевна. – Хотя в последний день, как оказалось, совсем близко к дороге подошла…

Шестой день

С утра было сумеречно так, что казалось, это вечер. Висел туман. Мокрая крапива, в бабушкин рост, не пожелтевшая, а чуть почерневшая с края листа, чуть задремавшая, как подошла к ней, проснулась. Озлилась с накопленной силой, обжигая руки, щеки…

– Но бабушка уже настолько устала, что, наверно, сдалась бы, – пересказывает слова Зинаиды Николаевны внучка. – И вдруг всё изменилось. Вместо крапивы она увидела цветы. И не пробиралась через них, а их трогала… За цветами вдали силуэт человека. Он смотрит на нее, свистит, словно в свисток, поворачивается и идет впереди. Она – за ним. Он идет, оборачиваясь и продолжая свистеть, она – за ним. Так и вел ее. И то не человек, не поисковик был, потому что в той стороне поиск в тот день не шел. А точно – ангел.

Ведь, вспоминают родные, несколько месяцев назад бабушка видела во сне Христа и проснулась с чувством защиты…

Так что, похоже, и правда ангел вел бабушку по тайге и привел – прямо к 60-летнему грибнику! Он, как раз перед этим, на дороге, говорил с ее родными, прочесавшими очередной квадрат и вышедшими к своей машине. Спросил их про грибы, много ли. Они сказали, что не до грибов, шестые сутки здесь большая поисковая группа работает, все ищут бабушку Зинаиду.

И вот, встретив бабушку в тайге, грибник и понял: она. Попросил посидеть на месте, побежал к дороге, к машине, за водой и лекарствами. На трассе родных Зинаиды Николаевны уже не было – снова ушли искать. И тогда он, написав на стекле их машины «Мы бабушку нашли», подписав номер своей машины, взял своего зятя и вместе с ним вернулся в тайгу.

– Но и она метров на сто еще ушла, и я, отлично знающий те места, вдруг закружил. Мы потом вышли на голоса. Это родные бабушки по оставленному нами ориентиру уже дошли, уже были с ней, делали на поляне носилки. Так ее и вынесли из тайги. А поехали они – навстречу уже летела вызванная «скорая»…

Потом в больнице бабушка выдержала три операции, потому что переохлаждение и жизнь без воды и еды в тайге едва не убили ее.

На посту

У неизвестного грибника, помогшего найти бабушку Зинаиду, не спросили в спешке имени. И номер машины стерся.

– Но мы очень хотели разыскать его! – говорит Елена Храмцова, невестка Зинаиды Николаевны.

И, написав в соцсетях «Люди добрые! Нашлась наша бабушка! Не приведи, Господи, никому испытать то, что испытали мы. Всем большое спасибо за помощь!», Елена, отвечая на пожелания здоровья бабушке от знакомых и незнакомых людей, вдруг увидела именно то, что искала. Дочка «их» грибника написала приятельнице про папу и случай в тайге. А та оказалась знакомой Храмцовых и переслала им переписку. И вправду так тесен мир…

– А ведь в тот день у меня был выходной, и мы с семьей решили ехать на дачу, но в последний момент вдруг отчего-то передумали и поехали на «наше» место, за опятами, – поясняет Василий Макушев из Ленинска-Кузнецкого. – И там, проверив ложок, жалея, что немного грибов, я присел отдохнуть. Тишина. Я, по логу находившись, уже знал, что с этой стороны от трассы сейчас никого нет, только я. И вдруг – шепот. Встал, оглянулся – никого. Даже оторопь взяла: «Кто здесь?!» Трава высокая метрах в шести шевельнулась. Пошел – бабушка там, на коленях… Шептала она неразборчиво, молитву, верно… Унести один я бы ее не смог, потому и пошел за подмогой. До трассы там – метров 400…

Василий всю взрослую жизнь работает на шахте «Космомолец». Он, дежурный по шахте, за годы не раз при опасности лично выводил людей. А теперь вывел и бабушку из тайги.

О главном

От бабушки Зины и родных: «Спасибо всем!»

– Поисково-спасательная операция была трудной, и из-за дождей, и потому что бабушка никаких меток о себе по тайге не оставляла. И медведи там действительно есть, и рыси, – говорит Мария Завалюева, пресс-секретарь ОМВД России по Прокопьевскому району. – В операции участвовал весь состав отдела уголовного розыска и участковые района, больше 50 человек. А также сотрудники МЧС, волонтеры, местные жители, охотники. На шестой день обессилевшая бабушка была обнаружена. Кстати, во время ее поиска на наши громкоговорители вышел дедушка, который, как оказалось, тоже потерялся и проплутал трое суток…

Василий Макушев наткнулся на бабушку в тайге. Фото: из личного архива.

Василий Макушев наткнулся на бабушку в тайге. Фото: из личного архива.

http://kuzbass85.ru/2017/10/16/dezhurnyiy-angel/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.