«Берите веники!» Как мы клюкву под снегом собирали

5.11.2020

За болотной ягодой поехали за Тобольск в село Ушарова.

Юрий Шестак, Сергей Ханин

"Берите веники!" Как мы клюкву под снегом собирали
"Берите веники!" Как мы клюкву под снегом собирали
"Берите веники!" Как мы клюкву под снегом собирали
"Берите веники!" Как мы клюкву под снегом собирали
"Берите веники!" Как мы клюкву под снегом собирали

Previous Next


*На клюве, как и на грибах, люди зарабатывают большие деньги. Литр клюквы в городе стоит 200 рублей, за день можно насобирать пару ведер, а если поехать вдвоем, то при грамотном подходе есть шанс и вовсе озолотиться. *

Юрий Шестак: Решили не юлить

Cначала хотели ехать в Вагайский район. Однако Сергей вспомнил, как в молодости пару раз собирал клюкву под Тобольском. Пока собирались, погода испортилась, уже выпал первый снег, но от затеи не отступили.

center

До Тобольска доехали где-то за 3,5 часа, и это при том, что трасса до Ярково напоминает одну большую стройку — дорогу расширяют с двух до четырех полос. Дальше вплоть до въезда в Тобольск дорога свободна. Село Ушарова оказалось на левом берегу Иртыша. Переправились на пароме. Как оказалось, деньги берут только с водителей — за легковую машину нужно заплатить 145 рублей, а все пешеходы и пассажиры перемещаются бесплатно. От кассира парома Надежды узнали, что в Ушарово на болотах уже лежит толстый слой снега. Это только в Тобольске и Тюмени снежок едва-едва землю присыпал. Посоветовала нам с улыбкой взять с собой веники — сметать ими снег на болоте.

center

По левому берегу Иртыша можно доехать до старого Увата, по крайней мере, на карте есть дорога. До Ушарова 47 км, сначала ехали по асфальту, потом по щебенке. Мой напарник родом из Тобольска, был в роли экскурсовода. Когда проезжали мимо деревни Корикова, Серегей вспомнил, что в этой маленькой деревушке родилась известная актриса Елена Корикова. Говорит, там все Кориковы. В Ушарова, кстати, то же самое.

В Ушарова познакомились с коренной жительницей Анной Степановной. Ее девичья фамилия — Ушарова. Узнав, что мы приехали за клюквой, еще и репортаж хотим про это дело снять, с сочувствием на нас посмотрела.

«Неурожай у нас, клюквы на болотах мало, — посетовала селянка. — Посмотрите, сколько мы в сентябре собрали (показала коробку, в ней не больше 3-4 литров ягод). А вот грибов нынче много было! Хоть это радует. Помногу клюквы собирают только на дальних болотах, а до них без болотохода не добраться. Да вы возьмите горсть, рассыпьте ее на снегу. Будет хоть что показать потом».

Над предложением Анны Степановны мы сильно призадумались. Все-таки решили не юлить: покажем правду, какой бы горькой или кислой она не была. Не зря же мы проехали почти 300 км в одну сторону, да еще на пароме такую реку переплыли.

С грустью и тоской отправились в сторону Увата. По картам я смотрел, что слева должно быть большое болото. Проехали 3-4 километра по щебенке, пока не уперлись в глубокие колеи. Да уж! Дальше ездят только на «УАЗиках», а у нас паркетник. Пока разворачивался, вспомнил, что проскочил один любопытный съезд с дороги. Может там счастье на кочках подвернется?

Нашли съезд, он оказался уж сильно крутым, поэтому я его и проехал. Но — была ни была! Удачно свернули на лесную дорогу. Потом пришлось оставить машину, и мы углубились в лес. Прошли по лесу метров 200 или 300. Справа показалось болото. Оно самое! Прошли еще немного вперед и увидели едва заметную тропинку от лесной дороги к болоту. К гадалке не ходи — по ней за клюквой и ходят!

Сломя голову, понеслись по сугробам к болоту. Снега — по щиколотку, он еще по-весеннему хрустит под ногами. Сергей по пути сшибал сгнившие деревья. Вот они, кочки! И бурая растительность (багульник), какую я видел на космических снимках. Пока я созерцал необычный пейзаж, Сергей уже начал орудовать ковшиком. Сгребать им снег с кочек.

«Вот на таком мху и растет клюква, — со знанем дела изрек Сергей и замер от неожиданности. — Да вот же она!»

Я не поверил глазам. Эх, на недельку бы пораньше. Пришлось работать вслепую, счищать снег в поисках рубиновых бусинок. За час собрали около литра. Хочу сказать, что вкус у клюквы, когда ее выкапываешь из снега, срываешь с тоненького усика, обалденный! Она сладко тает во рту. Это в городе нам продают какую-то кислятину, начинают собирать, когда она едва-едва покраснеет. А тут малиновая, сочная. Сергей подобрал еще более удачный синоним — мясистая — и вспомнил про сбитого во время Великой Отечественной войны летчика Алексея Маресьева, как он выживал в лесу.

«В наших лесах и зимой не пропадешь!» — наевшись клюквы, подтвердил Сергей.

На обратном пути наткнулись в лесу на какую-то чертовщину. По крайней мере, так подумал в начале. Только подойдя ближе, сообразили, что это охотничья или браконьерская ловушка на какого-то зверя, возможно, куницу или лисицу. А в капкан угодила красивая лесная птица — сойка. Причем уже довольно давно. Приманкой под навесом служил кусок рыбы.

center

Думаю, что клюква может приносить доход, если у вас есть не только внедорожник, но и прицеп с болотоходом (болотоход стоит от 50 до 150 тысяч рублей, чаще всего это самоделки с колесами-ободрышами от грузовиков). Ведрами много ягод не натаскаешь. А найти клюквенные болота не проблема. Теперь мы это знаем.

Сергей Ханин: На кружку киселя

Мы с Юрой люди слова. И не только в том смысле, что имеем непосредственное отношение к журналистике, но и в том, что если дали это самое слово хоть раз, то стараемся его кровь из носу держать.

Вот и в прошлом году собирались нагрести клюквы хотя бы пару мешков, но, помнится, и неурожай был на ягоду, да и местные жители скрывали от нас все лакомые места, словно подпольщики от жандармерии типографию «Искры». Поэтому и пришлось нынче вновь направлять свои стопы на пружинисто-мшистый болотный ковер, усеянный (больше в наших надеждах) сплошь клюквой.

Юра опять зорко всмотрелся при помощи космических спутников в клюквенные места нашей области, с уверенностью заявив: «Клюква есть!», и был готов все их разом окучивать с интенсивностью отбойного молотка. Я правда, не совсем понимал, как можно, пусть даже и при помощи космоса, рассмотреть клюкву на болотной кочке, может, это были различные Марсы или другие какие красные звезды, ну да ладно.
center

Единственная беда, которая с нами приключилась и на сей раз — опять слегка припозднились. Но если Юра ни разу не собирал клюкву, то я пару раз за свою жизнь занимался этим делом и поэтому с выражением глобального опыта на физиономии давал клятвенные заверения:

  • Клюкву можно и по морозцу собирать. Я помню, раз собирали. В такую пору и змеи становятся хрустальными, а значит, и безопасными, и сама ягода, что стеклянные бусины — только успевай нагребать.

То, что мне приходилось и картошку в конце ноября из под метровой толщи мокрого снега выкапывать — этим опытом я делиться не стал.

Предприимчивый Юра слышал, что клюкву можно собирать специальными скребками-комбайнами. За неимением таковых он закупил для нас пару ковшиков. Я еще было подумал: «Почему не четыре, ведь у нас по две руки». А еще у меня в голове назойливо роились строчки:

«Среди зимы два идиота Пошли за клюквой на болото».

Ехать решили под село Ушарово, что в Тобольском районе. Раньше оно было центральной усадьбой совхоза «Иртышский». Совхоз хоть и находился на границе с Уватским районом, в самом глухом урманском углу, но был довольно крепким. И стада КРС немалыми головами нагуливали молоко на обширных пойменных землях, и полей немало, хоть и тайга, было разделано под пашню, и хлеб убирался комбайнами, которые были сюда переправлены с помощью речного парома. А сейчас…. Ничего этого нет. Благо, что еще хоть автобус рейсовый ходит.

center

Мы, кстати, тоже перебрались через реку на пароме. Надежда, что обилечивала машины (люди на пользуются паромной переправой бесплатно), посмеялась над нами:

  • Что-то вы поздно. Счас только с веничком разве за клюквой — все под снегом.

Сама она клюквой уже запаслась, берет ее гораздо ближе — за деревней Кориковой. Чтобы не напороться на медведя, включает громкую музыку — и пошла стричь клюквенные кочки.

Про снег Надежда оказалась права. Но настойчивость наша была вознаграждена. Лишь только ступили на болото и обнаружили первую клюквину, Юра взревел от радости, что гималайский медведь:
  • Серега, да мы сейчас за пару часов полное ведро насобираем!

Я, конечно, не стал особо разделять его радости, потому как внутренний голос подсказывал, что будь с нами здесь сейчас хоть еще человек десять, мы все равно и за неделю не насобирали бы это ведро. Но на кружку киселя мы её — развесистой клюквы — все же наскребли. И этим счастливы, а больше всего счастливы теми впечатлениями, которыми были наполнены в тот день.

Фото Юрия Шестака

https://vsluh.ru/news/public/363380

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.