Чернобыльский след до сих пор живет в грибах и ягодах Столинщины

3 октября 2014

Наталья Базар, Медиа-Полесье

Полешучка Анна Вишневская собирает ягоды и грибы на продажу. Содержание в них радионуклидов она не проверяет. Уверяет, что всё в норме и утверждает: «Кому надо, тот пусть и проверяет». Несмотря на то, что по статистике число новых раковых больных в районе сокращается, след от аварии на Чернобыльской АЭС на Столинщине до сих пор даёт о себе знать: содержание радионуклидов в местных грибах и ягодах часто выше безопасной для здоровья нормы.

По данным радиологической лаборатории в ГУ «Столинский районный центр гигиены и эпидемиологии» в пределах Столинского района каждая третья проба грибов и ягод, которая попадает к ним на анализ, имеет повышенное содержание радионуклидов. Мясо диких животных, которое анализируют в лаборатории, почти всё с повышенным содержанием радионуклидов. Норма бывает превышена в разы. Специалисты предупреждают, что употребление в пищу этих продуктов напрямую вредит здоровью и способствует возникновению у людей онкологических заболеваний.

Деньги из радиации

Но, несмотря на это, примерно каждый третий житель Столинщины в сезон (с июня по октябрь) собирает грибы и ягоды, примерно каждый пятый делает это не только для себя, но и для продажи. Ягод и грибов в лесах Столинского района много. При желании можно и по 10-литровому ведру в день собирать, а за сезон заработать 10 и более миллионов рублей. Это стимул для многих ягодников и грибников закрывать глаза на опасность своего лесного товара.

«А как же местным не собирать? В деревню постоянно приезжают заготовители. Сельские жители, не имея другого заработка, идут и собирают «грязные» дары леса. А заготовителям всё равно: здесь они возьмут грязную ягоду, в другом селе – чистую. Всё перемешают – результаты исследования ягоды станут другими, с допустимым уровнем загрязнения. А то и вовсе чистую ягоду на проверку отвезут. Я и сам собираю и продаю «грязные» ягоды», — признается ягодник Михаил.

Урочища возле Ольман, где грибы и ягоды более-менее чистые: Калиники, Роздимле, Колошва, Кошелёв Рог. Клюкву собирать также можно возле Великого соминого озера.

Раковый район

50 населённых пунктов Столинщины относятся к зоне радиационного загрязнения. 5 населённых пунктов Столинского района размещены в зоне с правом на отселение. Среди них деревня Ольманы. Такая высокая поражённость района радиацией связана с тем, что расстояние между Столином и Чернобылем всего 362,8 км.

Заместитель главврача Столинской ЦРБ по медицинскому обслуживанию населения Раиса Мисюра приводит следующие данные: если в 1994 году на Столинщине зарегистрировано 44 случая заболеваемости раком щитовидной железы, то в 2013 году эта цифра составила 166 случаев. Правда, последние 12 лет у детей Столинского района рак щитовидной железы не регистрировался. В 2005, 2006 и в 2011 году было зарегистрировано всего по одному случаю рака щитовидной железы у подростков.

Случаи заболевания раком в Ольманах не редки, многие сельчане не понаслышке знают о раке щитовидной железы. У кого-то болезнь забрала родственников, кто-то многие годы болел, прежде чем смог одолеть недуг.

У медсестры Прасковьи Полукошко из Ольман от рака умерла мама. «Я говорила родителям, чтобы не косили в том месте сено корове, но они не слушали, — вспоминает женщина. – Уровень радиации в нём просто зашкаливал. Поэтому и молоко, что давала корова, тоже было «грязным». Вот так от него и облучался организм мамы».

Как только в декабре 1991 года в Ольманах образовали местный центр радиационного контроля (такие центры на Столинщине создавали в наиболее загрязнённых населённых пунктах: Городная, Белоуша, Ольманы и другие), Прасковья Полукошко стала там работать. Все годы существования центра (по декабрь 2005 года) она проводила исследования продуктов питания, почвы, сена, золы, даров леса на уровень загрязнённости их радионуклидами.

Местные жители Николай и Алла Денисовичи после того, как получили из центра результаты анализов собранных ими грибов, перестали их собирать в ольманских лесах. «Уровень радиации в наших маслятах превышал допустимую норму в двадцать раз!» — вспоминает Алла.

Результаты первых исследований, передаваемых из Ольманского центра радиационного контроля в Минск, возвращались назад, в Ольманы, с комментариями, что такого высокого уровня радиации быть не может. Так, в записях о результатах исследований молока с 15 по 31 марта 1992 года значатся следующие показания прибора: 4.312, 2.921, 1.321 беккерелей на кг и т.д. При том, что цезия-137 в молоке не должно быть больше 100 беккерелей на кг. Провели повторное исследование, и аномальные цифры подтвердились.

Знали бы – не ели бы

Прасковья Павловна, листая журнал с записями исследований за годы работы центра, уверено говорит, что проблемы со здоровьем односельчан напрямую связаны с повышенной радиацией в почве. «Я хотела сделать карту радиоактивного загрязнения района, которая была бы понятна людям, с конкретными названиями наших урочищ, озёр, лесов, — рассказывает она. – Саму карту распечатала, но так и не нанесла на неё определённые мною места. Но, по сути, односельчане знали и знают, где радиация у нас высокая. Об этом мы всегда рассказывали на собраниях, я лично многим говорила».

«Это болит, то болит. Жалуются. Но, к сожалению, забыли, где живут, — говорит Алла Денисович. – В лес и на болото продолжают ходить, варенье из собранных там ягод как варили, так и варят. Лично моя семья последние годы собирает ягоды в дальних от Ольман лесах».

Пару лет назад в Ольманах провели Ярмарку здоровья, на которую приехавшие специалисты привезли радиологическую станцию. У всех желающих измеряли уровень радиации в организме. Цифры, которые показали приборы, так напугали людей, что они перестали есть ольманские ягоды и грибы. Но только на время. Алла Денисович считает, что подобные ярмарки нужно проводились хотя бы раз в год, чтобы регулярно напоминать людям об опасности, которую несут в себе местные ягоды и грибы.

Ситуация в деревне теперь усложняется еще и тем, что проверить на радиацию, собранное в лесу, здесь больше нет возможности: центр радиационного контроля закрылся. Везти грибы и ягоды нужно в райцентр или в лесничество. Люди не хотят ездить так далеко. «Теперь перед глазами нет устрашающих цифр. Получается, что среди людей бытует мнение: будто мы живём в чистой зоне, что радиации нет», — говорит Алла Денисович.

Справка: В каждом лесничестве Столинского лесхоза, в том числе и в Кошаро-Ольманском, на территории которого размещена деревня Ольманы, есть карты радиоактивного загрязнения. Каждый желающий может с ними познакомиться. http://lsto.lesnoi.by/sites/lsto.lesnoi.by/files/karta.JPG

Карты радиационного загрязнения есть в УЗ “Столинский райЦГиЭ”.

Белоруссия

http://media-polesye.by

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.