10 неизвестных: грибная пора в живописи

10 октября 2016

Федот Сычков «Трудный переход», 1911

Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника, направления в искусстве или темы.

В минувший уикенд в «Аптекарском огороде» прошел Грибной фестиваль, а мы решили посмотреть, как художники изображали их на своих картинах.

Андрей Кусаченко «По грибы»

Кажется, что в искусстве грибам места нет и быть не может. Мы решили сломать этот стереотип и подобрали десять живописных работ с изображением так называемой «тихой охоты», а также отрывки из произведений всемирной литературы, где грибы играли бы концептуальную роль.

Первая работа – картина «По грибы» молодого киевского художника Андрея Кусаченко. Художник твердо придерживается академических традиций, поэтому, если не знать, что работа была написана в 2004 году, ее можно принять за произведение начала XX века. Это впечатление рушится благодаря простым технологическим нюансам: в начале XX века краски не были такими кислотно-яркими, а если художнику и удалось добиться такого свечения живописи, то за 100 лет она бы, увы, потускнела.

 

Леонид Сойфертис «Грибники»

Народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Леонид Сойфертис известен в большей степени как талантливый график и карикатурист, долгое время работавший иллюстратором в журнале «Крокодил». Сегодня его рисунки хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства. Он, безусловно, хорошо знал западно-европейское искусство, и это чувствуется в композиции рисунка, сочетании черных линий и цветных пятен, которые уравновешивают друг друга. Сойфертис всегда оставляет определенную недосказанность: он намечает рисунок линией, но не раскрашивает его целиком, а лишь тонирует отдельные детали, намечая объем форм.

Виктор Пелевин «Generation П»:

«Татарскому вдруг пришла в голову возможная рекламная концепция для мухоморов. Она основывалась на смелой догадке, что высшей формой самореализации мухомора как гриба является атомный взрыв – нечто вроде светящегося нематериального тела, которое обретают некоторые продвинутые мистики».

 

 

Владимир Жданов «По грибы»

Владимир Жданов – современный художник из Омска. Основная тема живописи – сельские пейзажи и деревенские жанровые сценки. И здесь важно понимать разницу между современным искусством и актуальным: современность – это характеристика времени, а актуальность – характеристика проблематики. И в этом отношении искусство Жданова не отвечает на запрос нового дня.

Русская народная сказка «Маша и Медведь»:

«Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. «Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!» Дедушка с бабушкой отвечают: «Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься». Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась».

 

 

Владимир Маковский «Девочка-сиротка», 1913

А вот Владимир Маковский будучи передвижником учился у крупнейших мастеров русского искусства – Тропинина и Венецианова – и сам преподавал в Императорской академии художеств. Его кисти принадлежат изображения представителей самых разных слоев общества и разного статуса: «Портрет императрицы Марии Федоровны», жанровые сценки «Цыганское гадание», «Крестьянка с детьми» или, приведенная выше «Девочка-сиротка», а также исторические полотна на острые социально-политические темы, например, «Крах банка» или «9 января 1905 года на Васильевском острове».

 

Андрей Шишкин «Ежики», 2009

Андрей Шишкин – еще один наш современник, который обращается к теме русской древности и славянской мифологии. Он часто изображает крестьянок, русских красавиц в кокошниках, Велеса или Сварога, лесных царей, викингов и библейские образы. И? судя по всему, эти портреты-реконструкции пользуются большой популярностью.

 

Валентин Смирнов «В лесу», 1978

Валентина Смирнова большим художником назвать нельзя. В 1970-х, на фоне бунта нон-конформистов, академическая живопись вообще существовала незаметно. Тем не менее картины Смирнова интереснее многих работ его современников: и композиционно (изображенная женщина стоит спиной к зрителю), и по цвету (серая гамма со множеством оттенков), и по рассеянному свету, проникающему между стволов деревьев.

 

Владимир Сутеев «Июль. Мы в лесу», из серии «Времена года», 1959

Владимир Сутеев был одним из отцов-основателей советской анимации. Именно благодаря ему у нас есть мультфильмы «Кто сказал «мяу»?», «Мышонок и карандаш», «Три котенка», «Петух и краски», «Под грибом» и множество других историй, воспитавших не одно поколение.

Владимир Сутеев «Времена года»:

«С Чапкой была целая история: она нашла два белых гриба, залаяла, а грибы вдруг сами побежали в лес! Чапка — за ними, а мы — за Чапкой! Когда мы догнали грибы, то увидели ёжика: он наколол себе на спину два белых гриба и нес их домой своим ежатам. Мы не тронули ежика с грибами и пошли домой. По дороге я загадала Ване загадку, которую сама придумала: стоит в красной шапке на одной ноге, никуда не идет. Кто такой? А Ваня говорит: «Это ты. Промочила одну ногу и боишься идти домой». Я ему сказала: «Какой ты глупый! Это гриб!» Но он не согласился. А в это время мы уже пришли домой».

 

 

Лариса Годунова «Осенний натюрморт», 1985

Натюрморт является, возможно, самым очевидным жанром живописи, где грибы могли бы найти свое место среди корзин с яблоками, ягодных лукошек и прочих примет ранней осени.

Лев Толстой «Война и мир»:

«Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная».

 

 

Константин Сомов «Девушка с грибами под радугой», 1922

Константин Сомов принадлежал поколению художников объединения «Мир искусства». В первое десятилетие XX века вместе с Бенуа и Лансере занимался оформлением одноименного журнала, главного издания Серебряного века, а после революции, когда развеялись последние чары русского символизма, Сомов обратился к реалистическому искусству.

 

Сергей Виноградов «Сбор грибов в лесу», 1927

Сергей Виноградов – костромской художник начала XX века. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами Поленов и Маковский, вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, в Первую мировую работал в жанре военной открытки. Его биография не отличается от большинства историй художников того времени. Но тем не менее именно благодаря таким художникам была накоплена критическая масса академической живописи, которая сохранила эту традицию, несмотря на все общественные и культурные катаклизмы XX века.
Подробнее: http://www.m24.ru/articles/118741?utm_source=CopyBuf

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.