12 мая 2022
от Иван Касимов
С Андреем Викторовичем Мейстером мы познакомились во время очередного репортажа из омского троллейбусного депо. Нам рассказали: трудится здесь токарь, который не только на работе может сделать любую деталь взамен сломанной, но и дома изобретает, и делает самые разнообразные вещи и механизмы, вплоть до квадроциклов. Мы встретились с талантливым умельцем и побеседовали с ним.
Мастер на все руки
Андрей Мейстер родился в 1970 году и всю жизнь прожил в Омске, в городке Водников, рядом со своим нынешним местом работы.
– В моем роду всегда были люди мастеровитые, со склонностью к изобретательству, техническому творчеству. Дед был инженером-мостостроителем. Отец был судоводителем, водил корабли по Иртышу, а затем ушел на берег и работал слесарем в пароходстве. В детстве у меня был маленький самодельный электромобиль, а затем и мотоцикл, которые сделал отец.
Андрей Мейстер впервые увлекся изготовлением оригинальных вещей в 15 лет, когда самостоятельно смастерил шкатулку, которая до сих пор находится у него дома. При этом никто его не учил, не показывал, как делать.
– Главное, чтобы человек сказал сам себе: я хочу, я могу – и тогда все получится само собой, – говорит Андрей.
После школы герой нашего рассказа окончил ПТУ-22 и поступил работать на завод имени Баранова – в инструментальный цех. В девяностые годы, когда на заводе начались известные проблемы, ушел зарабатывать на жизнь коммерческой деятельностью, а в 2002 году устроился на работу токарем в троллейбусное депо, где и трудится уже двадцать лет.
– Работа на крупных заводах не всегда интересна, много рутины, конвейерного труда. Я же считаю, что работа должна, кроме зарплаты, приносить и удовольствие. Должен быть творческий процесс, когда в голове вызревает идея, которая потом материализуется в готовом изделии. Здесь же, в депо, приходится постоянно решать нетривиальные задачи. Вот, например, надо изготовить новую деталь взамен изношенной. Нет никаких чертежей, технического описания, есть только сама старая деталь, взамен которой надо сделать такую же, чтобы она была рабочей, – рассказывает Андрей Мейстер.
Инженерное творчество
На своей работе Андрей Викторович изготовил несколько полезных технических приспособлений. Например, заточный и шлифовальный станки, стойку для ремонта велосипедов, инструмент, по-немецки называемый «штрайхмас», совмещающий в себе рейсмус (инструмент для проведения на заготовке разметочных линий) и линейку…
В основном же он творит в своей мастерской, которую оборудовал рядом с домом. Еще одно главное увлечение Андрея Мейстера, наряду с техническим творчеством, связано с тайгой. Он с удовольствием рыбачит, собирает грибы, кедровые шишки, ягоды.
Не так давно Андрей Викторович купил частный дом в селе Новоягодное, в 60 километрах от райцентра Знаменское. Это на правобережье Иртыша, на берегу реки Шиш. Неудивительно, что значительная часть его изобретений связана с таежным хобби.
В первую очередь это самодельный болотоход-квадроцикл. Точнее говоря, квадроциклов построено четыре. Последняя модель получила мосты от «Жигулей» ВАЗ-2103, коробку передач от «Оки», рулевой механизм от «Опеля» и большие колеса с пневмоамортизаторами. На изготовление болотохода ушло три месяца. Этот самодельный транспорт не только обладает высокой проходимостью, но еще и экологичен. Болотоход не топчет мхи и травы, не вредит ранимой таежной почве.
Таланты и принципы
Несколько изобретений служат для сбора и переработки даров северной природы. Вот совки для сбора ягод. У них зубцы, как у расчески. Вместо того чтобы собирать ягоды по отдельности, можно прочесывать таким приспособлением ягодные кусты. Вот шелушильная машина для кедровых орехов. А вот сушильный шкаф.
– Основная причина, по которой я начинаю работать над изделием, – это практическая потребность. Например, наловил рыбы – надо ее сохранить. Начинаю заниматься самообразованием: изучать в интернете устройство коптилен. Потом делаю коптильню, и она в итоге может отличаться от образцов, о которых прочитал, – рассказывает Андрей Мейстер. – Многие вещи я делаю по желанию друзей и знакомых, но оплатить работу не прошу, разве что беру деньги за покупные материалы.
Некоторые поделки не имеют функционального назначения. Вот вырезанный из дерева сувенир – языческий божок народности удэге, ответственный за добычу на охоте. Есть и обыденные предметы, сделанные по-особому, например скворечник в виде избушки на курьих ножках.
В завершение беседы Андрей Мейстер излагает свой жизненный принцип:
– Я не стремлюсь своими изделиями, своим творчеством ничего никому доказать, мол, я – лучший. Мне важно, чтобы от меня в этом мире остался след. Люди посмотрят на вещи, которые я сделал, и вспомнят меня добрым словом.
Творческих, мастеровитых людей, как говорит Андрей Викторович, вокруг нас немало. Среди его коллег есть те, кто создает мотоциклы, вещи из дерева. Сосед делает велосипеды. Есть в Омске сообщества создателей болотоходов, других самодельных транспортных средств, исторические реконструкторы, мастера, делающие приспособления для домашнего изготовления продуктов и напитков. Не одобряет Андрей Викторович только одного – чрезмерного увлечения гаджетами и компьютерными играми, которое становится своеобразной наркоманией и способом ухода от реальности у части молодежи.
– Желаю всем благородного упрямства и терпения в достижении поставленных целей, – дает совет читателям «Вечернего Омска» талантливый омский умелец Андрей Викторович Мейстер.
Фото: Владимир Казионов и из личного архива Андрея Мейстера