О грибном ужасе Башкирии

29 августа 2023

Евгении Сюткиной.

Фото:Евгении Сюткиной.

Эмиль Мусин Журналист

Я собираю грибы в Башкирии с 10 лет. У меня до сих пор где-то лежат затертые до дыр пособия лучших микологов страны. Поэтому меня удивляют ставшие уже частыми новости то об отравившихся неизвестными грибами уфимцах, то салаватцах, то туймазинцах.

Уже в 12 лет меня звали в гости соседи, вываливали на клеенку ароматную кучу грибов и просили отобрать поганки. Разворошив ее, я выносил вердикт:

— Это все ложные опята, потому что они ярко-кирпичного цвета. Настоящие опята землистые, как бурые листья, либо светло-коричневые.

А рядом в мусорном ведре лежала россыпь маленьких фиолетовых грибочков.

— А это зачем выкинули?

— Поганки… Они же фиолетовые.

— Это редкий деликатесный гриб-чесночник. Понюхайте, он пахнет, как чеснок. Это изысканная ресторанная специя. Его в салаты добавляют.

Там же в мусорке я нашел трюфели — еще один редкий деликатес.

Это был 1981 год, никакого интернета, книги в дефиците, но мы с братом их достали и все изучили. Мать в отсутствии мяса при «развитом социализме» закатывала грибы просто ведрами, и семья ни разу не отравилась. Потому что ее безопасность доверили двум юным экспертам, над которыми надзирал папа — технический директор, который жестко выкидывал в ведро шампиньоны с черным низом шляпки — в них уже яд, пластинки должны быть розовыми.

Сегодня люди, знающие лишь семь традиционных видов грибов, меня удивляют.

Недавно сосед набрал «груздей».

— Выброси, — говорю ему. — Это скрипицы, их надо отмачивать, сливать воду, потом дважды варить, снова сливать воду, чтобы убрать горечь, но она все равно в них останется. Я их не беру. Скрипицы в голодуху лишь ели. Не поверил сосед, пожалел свой труд, а есть не смог.

Еще один великий суповой гриб — зонтик. Его шляпка в диаметре может достигать 40 сантиметров, на ножке — юбочка. Его тоже считают поганкой, топчут и пинают почем зря.

Как-то раз общался со знакомыми, отравившимися свинухами. Потому что это УСЛОВНО съедобные грибы. Где-то они возьмут из почвы один набор минералов. При другом почвенном составе эти соли превратятся в токсичные кислоты.

И еще, не топчите на лежащих трухлявых деревьях ежовик гребенчатый. Это чудо, кладезь, лесная аптека. Стоимость одного килограмма этого микоорганизма от двух тысяч рублей начинается. Кусок дерна с мицелием, выкопанным из леса — еще дороже. В Туймазах есть парень, создавший бизнес на выращивании ежовика. За этим грибом люди в очереди стоят. Такие микологи есть в каждом городе, поверьте.

Еще одну оду я пою тем, кто собирает легкоузнаваемые подберезовики и боровики возле нефтяных резервуаров, скважин, в придорожных лесопосадках.

Ребяты, зря вы это! В них же свинец, фенолы, такие канцерогены, что можно и в больницу попасть.

Пару лет назад московская семья отравилась боровиками, дети получили серьезное поражение печени. Грибы впитывают абсолютно всё из воздуха и почвы. Нельзя их собирать возле автодорог.

Третья засада — это бабушки, продающие маринованные грибочки и… знающие всего семь традиционных видов грибов. Но достаточно затесаться туда одному несъедобному или токсичному экземпляру и «дружба» с туалетом в течение трех суток вам гарантирована, и это в лучшем случае. Про жуткий ботулизм в банках бабуси и не слыхивали.

Не советую брать в магазинах грибной паштет, если до окончания срока годности осталось дня четыре. Грибные бактерии, может, и не убьют, но температуру с рвотой обеспечат.

Не стоит идентифицировать грибы в смартфоне по фотографиям, они обманчивы, как в случаях с внешне одинаковыми ложными и настоящими опятами (цвета, оттенки обманчивы), ищите качественные видео. А лучше изучите порядка 30 видов грибов. Именно столько их встречается в Башкирии. Нужно разнообразие — езжайте в Амазонию или сибирскую тайгу.

https://i-gazeta.com/opinions/2023-08-29/o-gribnom-uzhase-bashkirii-3409602

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.