В полете и на лапах: как ищут пропавших в Петербурге и Ленобласти

2 февраля 2024

Эксклюзив Фото: Евгений Леонов/ТАСС

День пропавших людей — 3 февраля

В преддверии Дня пропавших без вести людей «Вечерний Санкт-Петербург» узнал, какую технику используют отряды добровольцев «с воздуха», как помочь собакам-поисковикам «на земле» и почему деревня Пупышево стала синонимом тяжелейших спасательных операций.

В ряде стран День пропавших без вести людей «выпадает» на 3 февраля, в других — на 30 августа. Но тема обширна, и «Вечерний Санкт-Петербург» готов обращаться к ней не единожды. Сегодня речь о том, к каким «внешним» средствам (от дронов и вертолётов до собак-помощников) обращаются ПСО, если беда уже случилась.

Не дошли? Так долетим

Порой «с высоты» действительно виднее. В частности, когда речь о людях, пропавших в лесных массивах Ленобласти (в ведении областного комитета по природным ресурсам — 5 680,7 тыс. га лесов). Подобным «зелёным» регионам нужна «поддержка с воздуха». Так 5 с половиной лет назад в ДПСО «ЛизаАлерт» появилось направление «Беспилотная авиация»: искусственный интеллект, лазерные сканеры, мультиспектральные камеры — и чьи-то потерявшиеся в походе за грибами и ягодами родственники найдены.

Трудностей с использованием техники пока не возникает даже на фоне запретов полётов БПЛА во многих регионах страны. «Мы, как и прежде, применяем на поисках беспилотники. Больших проблем здесь нет. Каждый полёт согласовывается с Росавиацией и МВД», — делится с «Вечерним Санкт-Петербургом» Евгения Цинклер, руководитель пресс-службы «ЛизаАлерт» по Петербургу и Ленобласти.

Но иногда на поиски вылетают аппараты куда массивнее — для этого работает вертолётный ПСО «Ангел». Здесь спасением людей занимаются пилоты-добровольцы.

Отряд работает во многих субъектах. В Петербурге и Ленобласти в 2023-м сразу несколько запоминающихся историй произошли в одной точке — близ деревни Пупышево. Тут стоит остановиться и оговориться, ведь за последние 10-15 лет Пупышево для спасателей стало чуть ли не именем нарицательным — означающим, что поиски могут оказаться сложнейшими.

Для пояснения перенесёмся в июль 2010-го. Тогда сразу над семью районами Ленобласти пронёсся ураган. «Шквал прошёл через Ленинградскую область за 2 час. 15 мин.», — писали тогда в ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Но этого сравнительно небольшого времени хватило для того, чтобы без электричества временно остались более 330 населённых пунктов и около 130 тыс. человек.

«Был в тот день в Пупышево. Задело краем. Шифер летал, деревья лежали, света не было», — спустя много лет вспоминает очевидец Сергей в комментариях в группе ВКонтакте «Погода в Петербурге».

И вот из-за того самого урагана появилось место, которое спасатели между собой и сейчас называют «Пупышевский бурелом».

«В нём очень сложно искать и работать на отклик, звук гуляет, поэтому направление порой оценить невозможно, а эхо добавляет приключений. Безусловно, ураганами повреждено множество лесов по всей России, но когда мы видим заявку на поиск пропавших в Пупышево, — синоним сложнейшего леса — то берем её на дополнительный контроль, зная, что поиски могут затянуться как на несколько часов, так и на несколько дней», — объясняет региональный оперативный дежурный ВПСО «Ангел» Елена Горячева (прозвище — «Кипяток»).

Вот и летом 2023-го жители и гости Пупышево держали спасателей в напряжении. 22 августа из деревни поступило сразу две заявки: сначала — о пропаже дедушки и двоих детей, затем — о поисках женщины. Пока вертолёт летел на поиски первых «потеряшек», их уже нашли местные спасатели. А вот для пропавшей женщины вертолёт оказался звуковым маяком и ориентиром — по нему она и вышла из леса.

Но до этого было ещё и 19 августа: поиск в Пупышево 65-летнего мужчины с проблемами со слухом, нестабильным состоянием здоровья и разряжающимся телефоном. Экипаж вертолёта обнаружил потерявшегося, скинул ему воду и газовую горелку. Тот, следуя инструкциям спасателей, смог развести дымный костёр. Координаты передали пешей группе поисковиков, и уже вечером мужчина был дома с родными.

Однако эксперты предупреждают: с кострами и в подобной ситуации, и в целом надо быть осторожнее. «МЧС проводит работу по профилактике пропаж людей. Но ещё — и в начале грибного сезона, и до него, когда устанавливается тёплая погода, — есть много предупреждающих мероприятий, связанных с вопросами безопасности разведения костров, сохранения леса», — напоминает депутат ЗакСа Александр Ходосок.

Друг поник? Без паники

К работе «с воздуха» подключаются помощники, можно сказать, с противоположными, «близкими к земле» методами, — собаки-спасатели.

«Собака-спасатель — это собака, обученная поиску и обозначению любого живого человека, находящегося в “пассивной позе”: лежащего, сидящего, застывшего — например, стоящего на коленях и опирающегося на палку или дерево. Либо скрытого в зарослях, яме, колодце — тогда собака реагирует на наличие его запаха», — рассказывает «Вечернему Санкт-Петербургу» об основах работы Зоя Силинг, спасатель-кинолог, начальник кинологической службы ПСО «Отклик».

Ключевой момент: собаки «подключаются» не сразу. Поддержка и навыки животных особенно нужны тогда, когда есть основания полагать: пропавший — в тяжёлом состоянии и не может сам откликаться.

«Сложность в том, что локализация именно таких пострадавших очень затруднена. Поэтому часто кинологический расчёт может отработать 6–8 часов и не найти никого, либо найти несколько случайных грибников, не подходящих под обозначение. 3–4 таких поиска подряд, и собака начинает уставать и работать менее вовлечёно и мотивированно, а то и вовсе отказывается работать», — говорит Зоя Силинг.

Другие весомые стрессовые факторы — физическая усталость и порой негативное отношение к собакам-спасателям. «И пострадавшие, и случайные люди в лесу временами реагируют на собак даже в обозначающей их статус амуниции нервно, а то и агрессивно. Такие ситуации тоже снижают уверенность собаки в себе», — делится опытом спасатель-кинолог.

Как итог — возможное «выгорание» хвостатых помощников. Для профилактики собакам устраивают имитации поисковых работ с незнакомыми им добровольцами-статистами. Все «ритуалы» реальной операции соблюдаются, а в конце «потеряшка-актёр» находится и непременно радуется собаке.

«Практика показала, что 2-3 таких учебных поиска в течение основного сезона спасательных работ практически гарантируют стабильность собаки в работе. Ведь она не перестаёт верить, что найдёт. Если не в этот раз, то в следующий точно», — приободряет Зоя Силинг.

Увы, устроить 2-3 «разгрузочных» поиска каждому животному получается редко: статистов-добровольцев не так много. Но стать им — реальная возможность помочь поисково-спасательному движению, даже если пока нет готовности стать полноправным участником ПСО.

https://vecherka-spb.ru/2024/02/02/v-polte-i-na-lapakh-kak-ishchut-propavshikh-v-peterburge-i-lenoblasti

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.