22 ноября 2013
Что вызывает такое проявление корневой губки – учёные исследуют до сих пор.
Корни этих сосен «стеклянные». Кажутся такими из-за большого количества смолы. И почти такие же хрупкие. Ещё в них наверняка найдут гриб, но
такой вряд ли придется по вкусу любителям тихой охоты. И пахнет дурно – там, где есть, вместо соснового витает аромат скипидара. Он незримое подтверждение того,что лес валит корневая губка.
В этом лесу теперь полно «окон» – так называют прогалины. Из-за губки гниют боковые корни сначала одного дерева. Потом гриб распространяется по кругу – за год в среднем на пару метров. Ближайшие сосны расшатываются и падают.
Страдают чаще хвойные и те, которым за 30. Эти сосны «больны» десяток лет. Специалисты уверяют, скорей всего, потому что леса искусственные и выросли на старопахотных землях.
Берёзовая роща посреди соснового бора — это тоже признак того, что здесь поработала корневая губка. Природа, как бы защищаясь, создает смешанные леса. После — как здесь, могут сами вырасти молодые сосны. И, кстати, со своего рода – «иммунитетом». Одной из причин распространения губки ученые называют поврежденные корни. А именно этим грешат все сеянцы из питомников.
В естественных лесах — том же Усманском бору – губки, говорят, почти нет. Зато по области распространилась на четверть всех насаждений. «Лекарство» – вырубка. Но санитарная разрешена лишь, когда плотность леса — меньше трети нормы. Однако необходимость поднимать планку уже доказали ученые. Чтобы такие сосны не простаивали, заражая другие и теряя ценность.
Павел Трунтаев, начальник отдела «Центра защиты леса
Воронежской области»: «Если насаждение достигло лимита 0,5 полноты, то в
принципе это насаждение, зараженной корневой губкой – оно не жизнеспособно. Нет смысла его держать. То есть, пропадает древесина, которую еще можно использовать в лесном хозяйстве. Деревья превращаются, грубо говоря, в дрова».
Ухаживать за соснами не выгодно — тем же арендаторам. Чиновники ежегодно планируют свыше 2.000 гектаров рубок — выборочных и сплошных. Оздоровить помогают примерно седьмую часть насаждений. Уверяют, всего сейчас пустить под пилы и топоры из-за губки придется 6 тысяч гектаров. Щепки летят, но больше заняты другим.
Лилия Мельникова, начальник отдела управления лесного хозяйства
воронежской области: «Этот объём он поделён на 10 лет, на ревизионный период
и ежегодно, планомерно выполняется. Эти рубки они не останавливаются и при
расчистке гарей, но в связи с тем, что у нас вот еще очень большой объем
расчистке гарей, ну, скажем так, мы это выполняем мероприятия. Но основная
сейчас да, основное внимание именно ликвидации последствий 2010-го года».
Корневую губку не уничтожили ни пламя, ни засухи минувших лет, ни вредители.
Наоборот – грибу лишь помогли. Без огня леса уже фактически уничтожил столько,
сколько те самые пожары 3 летней давности.
Евгения Соседко и Дмитрий
Овчинников