28 июля 2015
В СФО негласно объявлен сезон «тихой охоты»
Тепло и дожди принесли грибную пору. Первый слой — маслята и лисички. За ними придут белые и грузди. А завершат сезон зрелой осенью опята и здоровенные дождевики-головачи, каждый с медвежью башку. Ну, само собой, «весь вечер на манеже» подосиновики, подберёзовики, шампиньоны и прочие свинушки.
Все грибные тропы давно протоптаны. На омском вокзале у пригородных касс вывешен грибной маршрут. Для наглядности (куда и зачем ехать) он снабжён красочными портретами грибов. Это очень кстати, потому что поможет не попутать полезный гриб с отвратительной и весьма неполезной поганкой.
Конечно, всякий грибник сам себе торит личные дороги в лесу.
Новосибирцы и барнаульцы держат путь в реликтовые сосновые боры, лентами тянущиеся по тамошним полустепным просторам. На автомобильной трассе, соединяющей эти два славных города, строем стоят продавцы грибов. А добывается товар тут же — вдоль дороги растёт кондовый сосняк, в котором этого добра видимо-невидимо. По сезону слоями: от светло-оранжевых лисичек в начале поры до благородно-жёлтых груздей ближе к закату таковой.
Грибы становятся одной из главных тем местных газет.
Цитата из «Красноярского рабочего» (корреспондент весь в предвкушении, слюна вожжой): «Я сразу представил себе ситуацию, когда в обед, а лучше на ужин сварить молодой картошечки, посыпать её зелёным лучком и подать к ней солёненький груздочек. Под такую закусь, согласитесь, и стопочку водочки не грех пропустить. Сплошная польза будет».
Иркутяне подходят к грибам по-деловому: «Село Горохово — на автобусе по маршруту Иркутск — Верхние Кеты, четверг, пятница, суббота — в 17.30. Собираем: маслята. Ольхон — отправление из Иркутска каждый вторник и пятницу в 8.50 от речного вокзала на теплоходе „Комета“. Собираем: рыжики. Тункинская долина — на автобусе по маршруту Иркутск — Нилова Пустынь — ежедневно в 8.45. Собираем: грузди, маслята». И так далее.
Изобильна грибами Томская область. Ехать можно за ними далеко — в Верхнекетский район, можно поближе — в Молчановский, а можно практически в пригороде Томска побродить, в Богашёве, и нигде не окажешься внакладе.
Понятное дело, хоть грибов и много, но легенды ходят всякие.
К примеру, знакомый знакомого в прошлом году за день набрал 21 ведро белых. Где же это? И собеседник любовно объясняет: километров шестьдесят от Белого Яра по дороге в Катайгу за рекой Ингузет, там, дескать, имеется роскошный бор, грибы толпами стоят…
Предельно урбанизированный Кузбасс тоже без грибов не останется. Кемеровчане время от времени наведываются на местный рынок у бывшей швейной фабрики: если там что-то появилось в плане лесных даров, надо срочно собираться в дорогу, пока не опередили. А это возможно: поглядите, как, чуть не толкаясь локтями, устремляются, выпрыгнув из электрички, в лес добытчики-пенсионеры. Ну-ка, догони…
«Тихая охота» — русская традиция. Она воспета большим знатоком грибов Сергеем Аксаковым. Продолжил литературную традицию Владимир Солоухин, его «Третья охота» — поистине эндиклопедия грибника.
А закончу я цитатой из Владимира Набокова, этот аристократ духа и быта, однако, не брезговал простыми человеческими удовольствиями: «В дождливую погоду, особливо в августе, множество этих чудесных растений вылезало в парковых дебрях, насыщая их тем сырым, сытным запахом — смесью моховины, прелых листьев и фиалкового перегноя…».
Семён Кайгородов