4 августа 2018
В XIX — начале XX веков здесь в особо урожайные годы собирали до двух тысяч пудов белых грибов. Лучше всех их умели сушить жители Верхнего Ландеха. Заготовленные ими грибы отличались не только отменными вкусовыми качествами, но и были необыкновенно красивыми: шляпки сверху приобретали нежный лимонный оттенок, а сверху сверкали прямо-таки слепящей белизной.
Так описывают историю царских грибов в Бурылинском музее, специалисты которого несколько лет назад были в экспедиции по району.
«Такие грибы охотно покупали в Москве, Петербурге, Киеве. Дары пестяковских лесов поставлялись и за границу. Грибы и клюква шли к царскому столу. В ходе проведения экспедиции в Пестяковском районе ее участникам удалось найти ответ к загадке, как пестяковские грибы попали на царский стол», — говорят специалисты.
«Секрет» открыла им жительница деревни Филята Зоя Морозова: «Этот способ сушки грибов использовали и моя мама, и бабушка. Брали грибы небольшие, стараясь подбирать одинаковые по размеру и сушили их в печах, на лучинах целиком, не разрезая. Грибок получался как картиночка. Сейчас, правда, так уже не сушат».
При заготовке грибов тогда использовался грамотный маркетинговый ход, включавший в себя стандартизацию, отбор продукта по внешним и вкусовым данным. Отметим, что историей поставки пестяковских грибов к царскому столу интересовался и председатель Нижегородской архивной комиссии А.С. Гацисский, в июле-октябре 1891 году совершивший поездку по современной территории Пестяковского района. Он встретился со священником села Мыт Иваном Харизоменовым, который и рассказал исследователю об особенностях заготовки знаменитых пестяковских грибов. Вот их диалог:
«- Грибы поддерживают, кто в офенях не ходит. Белый гриб здесь все больше. Набираем мы его со временем роста – с июня, вплоть до масляницы в районе Верхнего Ландеха, Пуреха. Набор делаем по базарам и ярмаркам – даем за пуд от 16 до 30 рублей смотря по урожаю и отделке тоже. В отделке гриба большая важность. Самая лучшая отделка – около Нижнего Ландеха.
— Это значит ландеховские грибы не уступят и парским – царский гриб, ведь, кроме того ещё особым ароматом отличается? (А.С.Гацисского).
— Нет, никакого особого аромату в парском грибе нет. Гриб как гриб – везде один и тот же, а только правда, что парский гриб отделывается не хуже ландеховского. Вся сила в отделке, а состоит она в том, что у шляпки гриба оставляют немножко (и меру нужно знать) корешка, а главное сушат каждый гриб отдельно, на лучинах: втыкают лучинки, штук по двадцать и более в песок, наполняющий плошки, насаживают на них по грибу – и в печь; как скутают печь – к утру гриб готов; снимают его с лучинки и нанизывают его на нитки. Копотное это дело. Около Нижнего Ландеха по старинке им аккуратно занимаются и гриб выходит хороший, ну а в других местах неглижируют, поскорее бы сбыть, благо теперь нашего брата, торговцев наборщиков много развелось. Из Москвы, из других мест наезжают…В нашем селе этим набором давно занимаются – дедушка ещё мой грибом торговал. Я набираю пудов от 200 до 300, сбываю в Петербург знакомому торговцу…».
К слову, экспедиция музея привезла из Пестяковского района предметы посуды и лучины, на которых сушились белые грибы, поставлявшиеся в Москву, Петербург и многие другие города России.