Грибная осень

7 октября 2016

Давно нас не радовала осень таким обилием грибов. Предпосылки к тому, что природа на сей раз будет необычайно щедрой на эти вожделенные дары, обозначились еще во второй половине августа, когда любителей «тихой охоты» стали радовать тучные высыпки лисичек, а также дружное появление подосиновиков и боровиков.

О грядущей грибной осени говорили и муравейники: они, как никогда, высокие и островерхие, что предвещает частые ливневые дожди. К примеру, накануне сухой и скупой на грибы осени муравейники бывают округлыми, приземистыми. Предвидя дождливую осень, муравьи при возведении своих пирамид укладывают строительные материалы таким образом, чтобы влага в их жилище не проникала, а скатывалась вниз, и островерхая «крыша» в этом отношении наиболее эффективна. А коль будут дожди, значит, будут и грибы. Есть даже такая примета: чем выше и острее муравейники, тем больше будет осенью грибов. Так оно и случилось.

Урожай грибов нынешнего года рекордный. На моей памяти еще не было такого дружного и обильного высыпания лисичек, подосиновиков и особенно – боровиков. В иных местах их появлялось столько, что грибники диву давались: откуда такая прорва? А уж сколько в сентябрьские дни было желающих отвести душу на «тихой охоте», даже сказать трудно. Вот лишь маленький эпизод. В один из выходных дней, остановившись на дороге, ответвляющейся от Малиновки в глубь леса, только в течение десяти минут мимо меня промчались 46 (!) машин с многочисленным десантом грибников. Они проезжали с небольшими интервалами, а то и по три-пять машин одна за другой. Когда еще такое бывало?

Что любопытно, в течение всего сентября на обочинах шоссейной дороги, ведущей от Клепиков в сторону Рязани, можно было видеть множество людей, предлагавших свой товар. И у всех – вороха белых грибов! «Долго ль собирали?» – спросил я пожилого седобородого торговца, прибывшего к месту продажи на велосипеде с двумя объемными корзинами. «Может, часа два, – не больше. В этом году их страсть как много! Но и людей в лесу, как в летнюю пору комаров. Тучи! Такого ажиотажа сроду не бывало. Хожу и думаю: «Когда же грибы иссякнут?» Ан нет, все прут и прут. Дожди…»

Растут грибы довольно быстро, гораздо скорее, чем трава. Но вырастают не за один день, как многие думают. Если утром из-под слоя листьев «проклевывается» крохотная шляпка, то к вечеру она лишь чуточку увеличивается в размере. Товарного же вида гриб достигает через три-четыре дня. Правда, если для этого сложатся благоприятные погодные условия – достаток влаги, солнечного света, тепла. Благотворно действуют на рост грибов и обильно выпадающие теплые туманы. А при недостатке влаги, равно как и в пасмурные холодные дни, гриб растет медленно, а то и вовсе «засыпает».

Конечно же, это усредненные показатели роста. Надо иметь в виду, что у каждого гриба свой график взросления. Если в среднем многие грибы растут от трех дней до двух недель, то наши любимцы – боровики, подберезовики и лисички – в среднем десять дней. Рекордсменами по быстроте роста являются, пожалуй, подосиновики. За пять дней они вымахивают до пятнадцати сантиметров, тогда как лисички за это же время достигают высоты не более трех-четырех сантиметров.

В этой классической схеме усредненности, однако, бывают и курьезы. Знакомый лесник из лесной деревни Горки рассказывал, что в дождливо-душные дни лета он ходит в лес за боровиками и подосиновиками дважды в день. Утром много грибов лесник обходит стороной – щадит их из-за малого роста, а к вечеру малыши так подрастают, что пройти мимо уже невозможно – в духоте и влаге они прут как на дрожжах. Если по классическим меркам грибы становятся старыми и дряхлыми через неделю-две, то, по утверждению лесника, в изрядно душные дни лета с теплыми туманными ночами они превращаются в стариков уже на третий день. Правда, такие невыносимо душные, но благоприятные для грибов годы случались в его жизни всего лишь дважды.

Основа жизни гриба – грибница. Она состоит из белых капиллярных нитей, пронизывающих верхние слои почвы. В течение многих лет нити утолщаются и срастаются одна с другой. Засвидетельствован случай с найденной грибницей, возраст которой учеными определен в 400 (!) лет.

Многие грибы искусно маскируются листьями, травой, опавшей хвоей. Поэтому лучшее время сбора – утро и вечер. При ярком солнечном свете заметить гриб гораздо труднее, особенно белый, – пестрота на траве от света и теней делает его попросту невидимкой. Тогда как в свете утренней зари их шоколадного цвета шляпки просто «цепляют» взор, да и сами грибы в это время суток особенно свежи, чисты и красивы – любо-дорого повертеть их в руках.

Опытные грибники знают: грибы сожительствуют с деревьями, то есть находятся с ними в симбиозе. Например, белый гриб растет в сожительстве с корнями дуба, сосны, березы и ели. Маслята – с сосной и елью. Нетрудно догадаться, с кем сожительствуют подосиновики и подберезовики. Симбиоз этот взаимовыгодный: гриб получает от деревьев органические вещества, а корни деревьев от грибницы – минеральные.

Иногда грибники встречаются с чудесами – находят двухэтажные грибы, то есть гриб на грибе. Как такое может быть? Тут все дело в грибнице. Возможно, она была двухслойной: гриб от нижнего слоя грибницы, вырастая, своей шляпкой приподнял верхний слой грибницы, на которой уже успел созреть гриб второго этажа, и по старости он оказать сопротивление уже не смог. Бывает и другое диво: два, а то и три гриба, вырастая в тесном соседстве, имеют одну общую шляпу, достигающую порой внушительных размеров. А недавно мне позвонил знакомый художник с грибной фамилией – Сыроешкин и сообщил об удивительной находке. Владимир Ильич (так его величают) просил приехать к нему в мастерскую, где он хранит найденную в лесу свинушку, выросшую в… сосновой шишке. Услышав о таком чуде, я отложил дела и приехал. Ничего подобного я не видел. Правда, гриб уже высох и потерял форму, для съемки он уже не годится. Но художник меня успокоил: «Гриб этот сняла на сотовый телефон секретарь Дома художника Иванова Ольга». Узнав, что я из газеты, она с радостью его предоставила. Похоже, что в этом случае гриб стал заложником непростой ситуации, в которой грибная спора угодила в раскрытую чешуйку шишки и там, находясь в ее «утробе», прижилась и пустилась в рост. Бывает же такое!

Как следует собирать грибы: срезать ножом или выкручивать? Однозначного ответа на это нет. И тот и другой способ будет правильным, если место среза или выкрутки прикрывать листьями, травой или мхом, чтобы на грибницу не попадал солнечный свет, иначе она высохнет и погибнет. А вот вырывать гриб с корнями – это сущее варварство. На травмированной грибнице грибы уже не вырастут. Проще всего найденный гриб срезать ножом, а основание его корня прикрыть лесной ветошью. В этом случае через день-два вблизи срезанного гриба от той же грибницы появятся другие. Опытные грибники так и поступают.

Осенние грибы хороши тем, что практически не бывают червивыми. Золотая пора грибного комарика – главного виновника их порчи – миновала. Существо это невеликое и неприметное, поскольку состоит из крохотного тельца и двух еле видимых крылышек. Зато вред от него довольно зримый. Отложив яички на грибницу или сам гриб, комарик вскоре погибает. А его потомство – вышедшие из яичек личинки – принимается усердно дырявить гриб. Три-пять дней дружной работы, и он превращается в труху. Кроме грибного комарика, на гриб покушаются и другие охотники до его лакомой мякоти – слизняки, мышевидные грызуны, белки, зай­цы, которые оставляют на шляпке гриба глубокие погрызы. А лесные великаны лоси, как, впрочем, косули и кабаны, поедают грибы целиком.

Вот такие картинки можно наблюдать в природе в грибную пору осени. Ведь азарт «тихой охоты» царит не только в мире людей, но и в мире животных.

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.