Самые опасные леса Подмосковья: где чаще всего пропадают грибники и как выжить, если вы заблудились

26 октября 2022


Поисковики «Лиза Алерт» назвали три самых опасных леса в Московской области

Андрей АБРАМОВ

Обычно, сезон поиска грибников стартует в середине лета. Но в этом году грибы пошли позже. Фото: пресс-служба отряда «ЛизаАлерт»

Вторая ночь поисков. Из поселка под Рузой по грибы ушла 55-летняя Елена Николаевна. На опушке леса в затянутое тучами небо бьет гигантская антенна связи — здесь штаб поисковиков «ЛизаАлерт». С неба брызжет ледяная морось. Изо рта клубится склизкий пар — забытое за лето чувство. Идеальный вечер пятницы выглядит как-то по-другому…

В полночь я и Брусника (это позывной 25-летней Ани) заходим в лес. В штабе нам дали задачу: прочесать участок. В отряде москвичка больше года. Аня аспирант, готовится защищать диссертацию по техническим наукам.

Миновав бесконечную гряду заборов СНТ, оказываемся на поле гигантского борщевика. Благо ядовитый сорняк уже усох. До сих пор активничают клещи. В штабе с одного из поисковиков сняли 18 паразитов.

Девочек в отряде больше, но одних в лес их никогда не пускают. Хотя Аня-Брусника по выносливости и сноровке даст фору доброй половине мужского населения.

Корреспондент «Комсомолки» в образе поисковика.

Фото: Андрей АБРАМОВ

ЛИСЫ И ВЕТРА

Наша двойка получила кодовое имя Лиса-17. «Лисами» называют тех, кто идет на пешие поиски. Если экипаж на машине — его позывной «Ветер». Мы работаем на отклик, то есть зовем потерявшуюся. Поисковики не кричат «Ау!». Узнают, как человека называют в повседневном общении. Мы с Аней через каждые 100 метров останавливаемся и голосим:

— Лена! — в три стороны. Четвертая за нашей спиной, откуда мы пришли, поэтому туда можно не вопить.

Когда кричишь, нужно погасить фонари и убавить звук рации на минуту. В кромешной темноте обострен слух. Сначала стоять страшно. Тьма обволакивает, смотришь на свои ладони, а их не видно. Кажется, лесной черт сгребет тебя в охапку и затянет под бурелом… Но через час усталость убивает страх. На середине пути я был не прочь присесть под дерево и вздремнуть. Всегда гадал: как заблудившиеся в лесу умудряется заснуть? Страшно же! Но усталость сильнее бабайки.

На каждую лесную задачу двойка «лис» берет компас. навигатор и рацию. Фото: пресс-служба отряда «ЛизаАлерт»

Вдруг отчетливо слышим не то писк, не то стон. В сторону источника звука нужно вытянуть руку, чтобы не потерять его. Идем на шум. Снова зовем Лену. Тишина, аж в ушах гудит…

— Мышь или птица, — выносит вердикт Брусника. — На всякий случай поставлю в навигаторе отметку, что здесь что-то было. Позже другие поисковики еще раз проверят это место.

Это вездеход-амфибия «Шерп», который используется для прочеса труднопроходимого рельефа. Фото: пресс-служба отряда «ЛизаАлерт»

ФИЗИКА С ПРИМЕСЬЮ БЕСОВЩИНЫ

Вспоминаю уроки ОБЖ: железную дорогу слышно за 10 км, лай собак за 4 км… Но в лесу звук распространяется по своим законам. Тут физика с примесью бесовщины. Мы были в 4 км от железной дороги. В одном месте гул отчетлив. Буквально через десять шагов звук словно выключают по кнопке. И слышишь только свое сбившееся дыхание.

Заблудившихся детей зовут женщины — басистого мужчину мелкие могут напугаться. А «дементных» зовут тихо и с интонацией. Той, с которой к ним обращаются дома. Громкий оклик люди с деменцией могут не воспринимать.

Есть второй метод лесного поиска, который применяют, если ищут детей или если шансов обнаружить человека в сознании мало — детальный прочес квадрата 500 на 500 метров. Пять человек выстраиваются в шеренгу на расстоянии двух метров друг от друга. Идут от одной грани условного квадрата до другой — чтобы заглянуть под каждый куст. На один квадрат в зависимости от рельефа уходит 15 – 40 часов.

Карта местности размечена картографами из штаба на такие квадраты, чтобы упорядочить работу поисковиков по секторам. Фото: пресс-служба отряда «ЛизаАлерт»

— Стоять! Видишь? — командует Брусника у просеки, которую выстилает сочная грязь.

Аня указывает на затвердевший отпечаток подошвы. По рации связывается со штабом и узнает размер ноги грибницы — 39-й, с каблучком. Меряет след своей ногой — великоват.

Поисковикам иногда попадаются артефакты — так на сленге называют вещи, которые могут принадлежать заблудившимся. При качественном прочесе можно высмотреть даже бычки от папирос. Тогда спрашивают у близких, какие сигареты курил человек.

Под утро мы выходим из леса — Аня выходит, я выползаю следом. От мордохлеста — так называют молодую поросль — зудит лицо. Проселочная тропа после лесной полосы препятствий из болот и валежника кажется периной. Навигатор показывает — прошли 9 км. По городскому асфальту такое расстояние обычным шагом пройдешь за два часа, у нас ушло больше шести.

Параллельно с нами работали и другие «лисы». Всего в этих поисках участвовали под 70 человек. На четвертый день Елену Николаевну нашли. Она умерла в лесу рядом с родным селом.

Поисковики рассказывают, что грибники и ягодники забредают в такой бурелом, что эвакуация даже уже найденного человека занимает несколько часов. Фото: пресс-служба отряда «ЛизаАлерт»

НЖ И НП

— В грибной сезон в Подмосковье бывает по девять лесных поисков одновременно. На всех людей не хватает, — рассказывает опытный координатор «ЛизыАлерт» Александр Редькин, позывной Мохнатый.

Мохнатый пилот квадрокоптеров для нужд сельского хозяйства. Поэтому иногда в отряде он еще и пилот дрона. Во время поисков коптер летает над открытой местностью. Делает несколько тысяч фото. Данные с «птички» получит группа просмотра аэроснимков. Кадры загрузят в нейросеть (компьютерный алгоритм), которая умеет определять контуры человека на фото. Отсеет снимки, где никого нет. Оставшиеся посмотрят поисковики.

Мохнатый говорит: среднее «время жизни» поисковика — год.

В отряде более 30 тысяч добровольцев — это данные по всей России. Фото: пресс-служба отряда «ЛизаАлерт»

— Отдаешь много эмоций, взамен получаешь в лучшем случае сухое «НЖ» («Найден. Жив», так на форуме поисковиков обозначают результат, — Авт.).

По статистике отряда, на 15 – 20 НЖ приходится один НП — «Найден. Погиб».

— «Я всего на 15 минут отошла», «40 лет в лес хожу» — две самые частые фразы спасенных, — продолжает Мохнатый. —Переоценивают свои силы. Особенно пожилые. 20 лет он скакал по этим лесам, сейчас выдохся за четыре часа, сел, воды нет, ночь близко… Лес очень быстро меняется. Было половодье, бобры настроили плотин и все затопило, рельеф изменился. Жук-короед еловые леса «вырубает» за год. Вы свой лес больше не узнаете и уходите дальше. Люди лезут в такой бурелом, что приходится бензопилой к ним путь прокладывать.

Важно

Топ опасностей для неподготовленных грибников

Обезвоживание. Спустя сутки оно дает о себе знать. Часто случается помутнение сознания.

— У нас есть направление «Лес на связи» — специалисты дистанционно выводят из леса заблудившихся, если у них есть с собой заряженный телефон. Спустя сутки в лесу потерявшиеся искренне рассказывают: «Вижу деревья, а вот многоэтажка, рядом люди!» Когда их просят подойти к этим людям, отвечают: «На меня никто не обращает внимания».

Переохлаждение (в том числе из-за влажности). Если за день человек успел высохнуть — выжить ночью больше шансов.

Клещ — самый страшный зверь в лесу. Люди боятся встретить медведя или волка, но шанс этого мизерный в Центральной России.

Отсутствие телефона. Среди заблудившихся мало москвичей. Потому что всегда с телефонами ходят. Мобильник поисковики называют главным средством выживания. Сельские жители боятся идти с телефоном в лес — потерять же можно…

— Люди редко сообщают близким, куда и на сколько отправились. Поэтому, когда теряются, не верят, что их будут искать. Мы находили грибника, а он рассказывал: «Слышал крики, но не думал, что меня зовут».

Следующий «сезон пропаж» начнется, как ляжет снег. Теряться будут лыжники.

Аня-Брусника и корреспондент «КП» вышли из леса после того, как выполнили задачу.

Фото: Андрей АБРАМОВ

КСТАТИ

Самые опасные леса Подмосковья
Рассказывает поисковик Мохнатый:

  • Чаще теряются под Шатурой. Все байки про мистику шатурских болот, которые забирают людей, основаны на реальных событиях.
  • Волоколамское направление. Тут много бурелома, из которого сложно вытаскивать.

Север региона в сторону Владимирской области. Тяжелейшие болота.

НА ЗАМЕТКУ

Если заблудились

Оцените, что есть для выживания — телефон, зажигалка, запас воды, лекарства. Оставайтесь на месте. Готовясь к ночевке, сделайте лежанку из лапника. Ночью идти по лесу нельзя: запнешься о корягу, сломаешь ногу, шансов выжить будет еще меньше.

Если хотите помочь в поисках — информация для новичков-добровольцев на сайте.

Читайте на WWW.MOSOBL.KP.RU: https://www.mosobl.kp.ru/daily/27463/4668001/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.