Про особенности бизнеса рассказал автор известного в Югре бренда солений из дикоросов

30 марта 2023

Владимир Водопьянов: «Тут много таких особенностей, которые людей просто отпугивают»

 

Кто зарабатывает «лесную» копеечку, как хранятся грибы и орехи, чем еще интересен бизнес на дикоросах.

Жители таежного и болотного края, оказывается, не так уж много знают о дарах его природы. Это вывод, который давно сделал нижневартовский предприниматель Владимир Водопьянов, автор известного в Югре бренда варений и солений из дикоросов «Вкусный лес».

По его словам, даже те, кто осведомлен о богатствах таежной кладовой, предпочитают лишний раз из нее не черпать. Разве что немного, для себя. А вот заработать на сборе ягод и грибов, в основном, отказываются. «Там волки, медведи», — говорит местный люд, и не соблазняется «лесным» рублем, который предлагает скупщик.

Об этой проблеме и других особенностях своего бизнеса Владимир Водопьянов рассказал журналисту «МВ».

Пустые страхи

— Владимир Борисович, мы недавно встретились на первой в этом году выставке-ярмарке местных товаропроизводителей. Хотела сказать, с почином, но для вас она не первая — в феврале вы представляли регион на «Продэкспо — 2023» в Москве. Как съездили?

— Выставка на удивление была огромная. Запад стращал, что в России есть нечего, нам ничего не поставляют. Производителей было так много, что за четыре дня выставки я ее всю даже не обошел. Не смог. Там восемь залов, в каждом еще по два-три подзала. Битком — еды, питья, кондитерки. Весь ассортимент был в таком изобилии, что прямо душа радовалась, что у нас столько всего можно сделать — и сделали, и привезли. И это только часть же приехала, а не все.

Так что съездил с удовольствием. И место было хорошее. И продали все, что брали. И набрали кучу визиток, всем скинули прайс, обзвонили. Сейчас получаем обратную связь. Даже если из пятидесяти желающих пять откликнутся — уже хорошо. На днях по запросу отправили пробники в Москву. С остальными пока переписываемся, уточняем прайс, этикетку, упаковку.

Поэтому, слава богу. Ну и золотую медаль привез, я из Москвы никогда пустым не возвращаюсь.

Отметим, семь югорских товаропроизводителей стали обладателями наград конкурса «Лучший продукт-2023», который состоялся в Москве в рамках международной выставки «Продэкспо – 2023». Достигнуты договоренности о поставках с международными дистрибьютерами на общую сумму около 260 млн рублей. Югорская продукция может пойти в 20 регионов России и ряд зарубежных стран. Уже этой весной в Турцию отправят пробную партию сушеных и свежемороженых грибов, а в Азербайджан, Китая и Беларусь — не только грибы, но и ягоды.

— Наша, местная, порадовала покупателями?

— Местные выставки — они, скорее, для рекламы: показать, что есть такой товар, чем он хорош, где можно купить. Сегодня многие горожане уже знают нас, ищут продукцию в магазинах. А некоторые (особенно молодежь) подходят, удивляются: это все растет в нашем лесу? Объясняем, что это шишка, это орех, это его ядра, а это — масло, которое из них выжимают. Вот грибы такие, вот — такие, чем они отличаются, что из них можно сделать. И это не редкие случаи, а каждый второй — третий. А многие подходят, говорят: ой, да что там особенного — в лес сходил, грибов нарвал, невелика заслуга. Правильно, у нас товар для ленивых. Так же как с колбасой в магазине: вы ведь не покупаете свинью, не выращиваете, не режете, кишки не моете, не начиняете, не варите. Хлеб в булочной берете, тот же принцип — все за вас сделали. Вот и я за вас сходил в лес, принес оттуда грибов, сделал свою приправу, замариновал. И такое, бывает, объясняю.

К слову, «импортные» гости даже больше разбираются в предмете, чем наши жители. Как-то на выставке в Москве к витрине подошли итальянцы: покажите нам дикий гриб, с червячком. Обычно в ножке есть один или два хода, к слову по ГОСТУ нормой для нее считается до четырех дырочек. Для людей знающих, и ценителей органических продуктов это ценное свидетельство натуральности.

— В городе на ярмарке вы единственный с дарами леса. А как с этим на «Продэкспо»? Ваши варенья и соленья не потерялись на фоне других?

— С дикоросами там не очень много людей. Кроме нас еще было, может, пять-семь фирм или, как я, индивидуальных предпринимателей. Тут своя специфика, многие с этим делом не связываются. Даже у нас в округе, грубо говоря, только я и позападнее — Новоселов. Две фирмы, которые лет 20 работают. Никто больше особо не добавился: пробуют, начинают и бросают. Или только варенье делают, только грибами занимаются чуть-чуть. Это потому, что тут много таких особенностей, которые людей просто отпугивают.

— Например?

— Непредсказуемый урожай. Его не угадаешь и не спрогнозируешь. Это природа — что бог дал, то и дал. Бывает, не дает. Вот в прошлом году он вообще не дал подосиновиков. Их не было по всей России. В позапрошлом году такая же картина с груздями. Как тут угадаешь? Кедровый орех по статистике прилично можно собирать раз в четыре года. У нас два года подряд редчайший урожай кедрового ореха. Такого не было никогда. Что в этом году будет — никто не знает.

— Кстати, кедровый орех-то запасти можно…

— Нет, нельзя. Он начинает весной прорастать. Сейчас я перебиваю орех (так полагается по условиям хранения), но даже сухой, в холодильнике — у него уже часть ядер почернела. Он пытался прорасти, но из-за холода не смог. По идее, подтвержденной опытным путем, орех хранится до двух лет. Надо его пробивать, вакуумировать весь объем, держать в холодильнике. А лучше в морозильнике, но там вкус ядра меняется в худшую сторону. Причем, что холодильник, что морозильник — нужны большие мощности для хранения. Опять же, закупать объем на год вперед — это немалые средства. Вот такая палка о двух концах.

— Я думала, проблема только с грибами — это сезонный продукт. Вот сейчас вы из чего готовите?

— Все финансы мы вкладываем в сезон: скупаем все, что можно купить. Я вешаю объявления по всем селам, размещаю их на «Авито». Но, кстати, как ни странно, народ у нас или дико богатый, или дико ленивый. Крайне мало людей ходит в лес. Даже чтобы деньги заработать. Наши дома сидят: «Что, в лес? Да там волки, там медведи, нет-нет! Шишку собирать с земли — утомительно, сосновую срывать с ветки — трудно». Это обычный разговор. А ведь деньги живые в лесу! За углом буквально. Те, кто хочет зарабатывают за сезон большие суммы, если не ленятся. Я ездил за ягодой на Виталинку, там жители южных республик летом на заготовках трудятся. Увидел семью киргизов, девять человек. Сидят в ангаре, вручную перебирают и провеивают на вентиляторе клюкву. Знаете, сколько у них ягоды? Двадцать тонн! Одна семья собирает, несет, другая перебирает.

— Вам же компенсируют часть затрат на покупку сырья.

— Да. Но только если я приобрету у жителей национальных поселков. А таких в районе три: Ларьяк, Корлики, Варьеган. К тому же мне надо заполнить закупочный акт, а в него вносятся паспортные данные. Говоришь человеку, чтобы дал свой паспорт: ты на меня кредит повесишь. Поэтому я в этом году отказался от субсидии. Закупаю на свои.

0ZJXOPYo-Hc.jpg

— Так как с грибами обходитесь?

— Их сдают свежими, в день сбора, максимум назавтра. Или варят прямо в лесу. Этим занимаются всякие охотники, сторожа, рыбаки — те, кто надолго выезжают на природу. Я даю бочки, рецептуру. На костре, в котле или в кастрюле их сварить несложно. Делают просто крепкий рассол. Для обычной варки он берется трех-пяти-процентный, а здесь варят в 25-30-процентном. Соль, как консервант, с такой обработкой грибы даже в жару не пропадают и не гниют. Потом мы их уже здесь достаем из холодильника, вымываем соль, маринуем в свежем рассоле, выдерживаем, чтобы вкус появился. Так что хранятся совершенно без проблем.

— Рецепты для солений-варений свои или народные?

— Народные, подтвержденные техусловиями. Мы же все это регистрируем, для выпуска продукции делаем сертификаты. СЭС нас проверяет. Так что все народные потихоньку адаптировались в заводские техусловия. Поменялись виды и объемы специй. Главная книжка у меня — «Приготовление дикоросов». Она издана в 1974 году. Свежее ничего не выпускалось. К слову, и то, что предлагает ГОСТ — пустая схема: «засолите грибы». А все мелочи: температура, скорость, как что куда закладывать — об этом нет ни слова. Поэтому адаптируем рецепты, и опытным путем подтверждает, что это вкусно, а это не пойдет.

— Я недавно в «Агромаркете» увидела очень интересную баночку — «морошка с красным перцем».

— Это делает Сургут. Там не красный — розовый перец, так называемый ямайский розовый перец. Это для вкусового оттенка. Мы вот оттеняем цедрой апельсина, у нас есть такая морошка, голубика.

— Очень необычное название. Я не рискнула попробовать. Хотела спросить — а у вас подобные оригинальные рецепты есть?

— Про варенье с цедрой апельсина сказал. Есть черника с малиной, калина с соком морошки. Много всего интересного. А сейчас начинаем выпускать серию грибных масел. У нас было до сих пор одно — настой на сухих грибах со специями. Теперь будет линейка с разными специями: масло с перцем чили, с розмарином, с чабрецов. Пять-шесть видов, каждое со своим вкусом, который обогащает грибное масло.

— Люди уже распробовали это, берут?

— Мы его года два рекламировали. Теперь варим уже в хороших объемах. Перешли с пластика на стекло, сделали новую этикетку.

— Хорошие объемы — это сколько?

— Зависит от магазина. Если раньше я варил пять литров, мне хватало месяца на два. Сегодня готовим десять литров в неделю. Фасуем в бутылки по 0,25. И это не предел. Мы эту линейку особо не запускали в продажу, обкатывали ее на выставках в Ханты-Мансийске, в Москве и т.д. И только теперь пойдем в розницу.

Ранее мы сообщали, что «Ягоды Югры» могут стать народным органическим брендом.

Автор(ы) текста:Софья Ярыгина

Автор фото:Наталья Калганова

https://mvremya.ru/article/19176/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.