1 октября 2014
Прохожу по базарным и стихийным грибным рядам и страшно завидую…
У собирателей и в этом довольно засушливом сезоне полный ассортимент: крепкие боровики, симпатяги подосиновики с подберезовиками, маслятки-ребятки, грузди всякие, неотразимые рыжики, лисички, волнушки.
Спрашиваю, где собирали. Называют в основном Кузнецкий, Никольский, Городищенский, Шемышейский районы. Там дожди шли почаще и поинтенсивнее. Нам же, жителям Ахун и Засурья, в этом году реально не везет — в лесу пусто. Последние осадки увлажнили почву, но, видимо, маловато. Так что рассчитывать на большой урожай не приходится.
А вот прошлой осенью мне удалось собрать около тысячи грибов двадцати видов. Неоспоримый лидер – опята осенние — более трети от всего сбора. В тройке «призеров», безусловно, оказались сыроежки разных «пород», подберезовики и лисички. Довольно часто попадались маслята, волнушки и вешенка лесная. Заметно меньше набрал привычных подгруздков, рыжиков и черных груздей. И уж совсем не повезло с белым грибом и подосиновиком. Но и им замена нашлась — валуи, моховики, зонтики пестрые, дождевики и «ушки». Грибы, конечно, не первосортные, но при правильном приготовлении — пальчики оближешь…
Кстати, о дождевиках. Многие относятся к ним пренебрежительно. И зря! Итальянцы, например, равняют их по вкусовым качествам к белым грибам. Бульон из молодых дождевиков получается точь-в-точь, как из боровиков, — светлый, прозрачный и очень душистый. Проверял, варил. Не врут итальянцы. Только вот в этом году не удалось — ни одного дождевика не видел.
Как все начиналось
Отец мой был страстным охотником, рыбаком и грибником и меня с ранних лет «таскал» по полям и лесам. Благодаря ему я научился ориентироваться в лесу – по солнцу, рельефу местности, расположению мха на деревьях, по звукам. Самое важное то, что я смело собирал многие виды грибов, удивляя взрослых, считавших себя опытными грибниками.
Когда я приезжал в Никольск к бабушке Оле на летние каникулы, моими самыми любимыми занятиями были поездки с двоюродными братьями в ночное (пасли коней) и походы за грибами в знаменитый своей урожайностью 120-й квартал. Часто ходил один (бояться в те времена было некого) и всегда набирал грибов «под завязку».
— Эка, опять какую прорву всего притащил, — шутливо ворчала бабушка, сортируя по разным емкостям рыжики, грузди, маслята, белые грибы. Даже устав после долгой обработки, все равно хвалилась соседям: – Алешка-то на три зимы вперед меня обеспечил.
И за каждым застольем, когда собирались многочисленные родственники, она, подавая на стол вкуснейшие грибные закуски, непременно подчеркивала:
— Внучек постарался.
И сейчас, как в юности, стараюсь использовать любую возможность, чтобы насладиться прелестью грибной охоты. Причем повсюду: на родной Пензенской земле, в Заполярье, в Крыму и даже на Канарских островах. К слову, на нашем вновь российском полуострове я открыл для себя совершенно новый и необычный вид грибов.
Как мы трюфели собирали
Было это в Крыму, в Евпатории, где я отдыхал в детском санатории. Забирать меня домой приехал отец. Перед отправкой мы заглянули в гости к его давнишнему товарищу. Дядя Коля с семьей жил в пригороде. Место было замечательное – недалеко море, лиманы с почти горячей водой и небольшoй овражистый лесок, состоящий в основном из невысокого кустарника.
Пока женщины готовили угощенье, нам предложили сходить по грибы.
— Какие могут быть грибы в такую жару? – удивился мой отец. (Уточню: дело было в августе, когда на полуострове типичная для этого времени сушь).
— А пошли, — хитро улыбнулся дядя Коля и прямиком повел нас к лесочку. – Сейчас сами все увидите.
Вся наша бригада — двое взрослых, трое детей и хозяйская болонка – спустилась в овражек. Вдруг собачка закрутилась на одном месте и начала раскапывать лапами маленький бугорок.
— Пожалуйте, господа, на трюфели! — торжественно провозгласил дядя Коля и нарочито неторопливо выкопал первый сморщенный гриб размером с приличную картофелину.
Все с необыкновенным энтузиазмом приступили к раскопкам. Весьма активно участвовала и собачка. Правда, она сразу же с видимым удовольствием съедала ароматные грибы. Тогда о трюфелях я ничегошеньки не знал, кроме названия одноименных конфет, которые нам с сестрой изредка покупали.
… В тот раз нам повезло – набрали два больших ведра деликатесных «картофелин». Больше мне не довелось собирать трюфели. Хотя, говорят, растут они и в наших местах. Может быть, кто-нибудь подскажет где?
Двойная охота
Когда у нас появилась дача недалеко от села Пыркино Бессоновского района, я довольно быстро освоил окрестности в радиусе двадцати километров. Скоро уже точно знал, где искать белые грибы, грузди, подосиновики с подберезовиками, опята, а по весне — сморчки и строчки. По рыбным и ягодным угодьям в моей голове также сложилась полная картина их расположения. Чуть позже, с появлением ружья, добавилась и охота. Благо пернатой дичи в пойме Суры, да и в лесу, хватало.
И вот как-то ближе к концу августа отправился я в очередной рейд. Направление по привычке взял на одиночный раскидистый дуб. Из-под его низкой кроны озерцо хорошо просматривалось на все 180 градусов. Только успел оглядеться, как по правую руку шумно поднялись четыре здоровенные кряквы и пошли в глубь леса. Конечно, я выстрелил, и оба выстрела оказались результативными. Проследив, где утки упали на излете, неторопливо направился за добычей. Только добрался я до нее почти через час. И вот почему…
Первая парочка чудных боровичков попалась сразу за первым кустом орешника. И, как говорится, понеслось! Я уже заполнил два больших пакета, что брал для дичи, заплечный рюкзачок, все более-менее просторные карманы жилета, а грибы, один крепче другого, все не кончались. Очень кстати попалось старое ржавое ведро, видимо, забытое пастухами. Но и его заполнил в считанные минуты. А грибы все не отпускали. Что делать? Стал просто собирать их в кучу. Получилась очень даже приличная горка. Это было какое-то умопомрачение!
… Возвращался из леса весь загруженный лесной продукцией под удивленно-восхищенные взгляды дачников. А потом вернулся на заповедное место с подмогой. Вот такая получилась двойная охота.
А в этом году — невезуха. Но надежды не теряю, может, с опятами повезет…