2 августа 2016
Сегодня, 2 августа, на пресс-конференции в Салехарде главный внештатный специалист Минздрава РФ по инфекционным заболеваниям Ирина Шестакова и главный внештатный эпидемиолог департамента здравоохранения ЯНАО Людмила Волова объяснили механизмы передачи сибирской язвы.
Чаще всего инфекция передается при контакте с инфицированной почвой и инфицированным материалом, полученным от животных. Поэтому в группе риска находятся зооветеринарные работники — те, кто разводит скот и ухаживает за ним, занят убоем и первичной обработкой шкур. Заразиться может и обычный обыватель, контактирующий с результатом переработки, например, шкурами. Обычно это происходит через повреждения на коже — от маленького пореза до потертости. Но возбудители могут проникнуть и через неповрежденную слизистую оболочку.
С учетом того, что заражение может идти через почву, где возбудитель может сохраняться долгое время, существуют особые условия захоронения погибших от сибирской язвы людей и животных. Если тела не сжигают, то возможно захоронение с полным соблюдением санитарных правил и норм. «Возбудитель очень устойчив во внешней среде, — отметила Ирина Шестакова. — Споры могут храниться в земле сто и более лет, длительное время возбудитель может сохраняться и в воде».
По её словам, определяют очаг инфекции, отталкиваясь от которого эпидемиологи лабораторно анализируют почву, воду, грибы и ягоды. Изучают, как далеко от очага инфекции может находиться возбудитель. Тогда ограничительные мероприятия могут развернуть в радиусе до ста километров. Роспотребнадзор предупреждает о том, что нельзя на этой территории ничего собирать, косить траву, пить воду ни из каких источников.
Как сообщила Ирина Шестакова, после проводимых сейчас карантинных мероприятий и исследований Роспотребнадзор проинформирует жителей Ямала, насколько далеко распространился во внешней среде возбудитель сибирской язвы. Сейчас исследования показали, что в месте очага возбудитель выделили из почвы и в воде озера. Споры лежали в почве, из-за погодных условий они активировались.
Людмила Волова добавила, что сложность локализации инфекции — не только работа врачей по оказанию медицинской помощи: «Пациенты могут поступать бесконечно, если мы не локализуем очаг, не поймем, где его границы и не предпримем меры. При любом внедрении на этот очаг человек унесет зараженную почву на подошвах обуви и может заразиться».
Специалисты говорят, что на Ямале были крупные вспышки в начале и в середине прошлого века, в силу территориальных и климатических особенностей здесь не получается захоронить животных, как в центральном федеральном округе. Скорее всего, возбудитель с течением лет поднялся на поверхность, чему способствовало жаркое лето.
Сейчас локализацию очага проводят Сельхознадзор, Служба ветеринарии, Роспотребнадзор и другие профильные структуры, определяют подлежащую обработке территорию.
Источник: http://sever-press.ru/obshchestvo/bezopasnost/item/21250-rospotrebnadzor-ogranichit-na-yamale-mesta-sbora-yagod-i-gribov