25 июля 2018
Грибные деньги
Знатоки утверждают: опытный грибник может собрать более пяти килограммов белых грибов в день и аж до 70 кг лисичек. Для этого, конечно, нужно знать места и время грибной охоты. Говорят, профессионалы за боровиками ходят именно на третий день после дождя. Самостоятельно большой урожай не продать, практичнее сдавать его в закупочные пункты, которые платят сборщику половину рыночной цены. К примеру, если в регионе белый гриб в рознице стоит 600 рублей за кг, то сдать его можно за 300. При этом вес благородных грибов, собранных за сезон одним охотником, исчисляется центнерами, а тех же лисичек — тоннами. В итоге обычному пенсионеру во Владимирской области (если он, конечно, знает лес) по силам заработать на грибах более 100 тысяч рублей (столько же, сколько пенсия за весь год), а некоторые сибирские крестьяне добираются до полумиллиона. Да только вот беда — многим сдавать свой урожай стало некуда: закупочные пункты закрываются. «Спасибо» за это нужно сказать Лесному кодексу.
Назад в будущее
«Раньше люди собирали грибы и ягоды, сдавали их в заготовительные конторы и получали за это деньги. Никаких поборов с этих доходов не платили, и никаких разрешений на это частным лицам не требовалось, — напоминает читателям «РГ» председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. — Испокон века это было источником дохода для местного населения целых деревень. И — возможностью для обычных отдыхающих в лесу еще и немного заработать».
Но десятилетие назад в Лесном кодексе появилась норма, согласно которой собирать дикорастущий урожай без разрешения можно только для личных нужд. Если же вы хотите эти дары природы продавать — требуется взять в аренду лесной участок. Изначальная цель была благой: это и проверка участков леса на экологическую чистоту в процессе оформления аренды, и доход в государственную казну от их использования, и надежда на то, что у «делянок» появятся ответственные «смотрящие». Но время показало, что вышло иначе. Миллионы сборщиков грибов и ягод, орехов и трав оказались вне закона. Аренда лесного участка им не по карману. Самый дешевый стоит более 200 тысяч рублей в год, а в некоторых регионах такая же лесная площадь «уступается» за 6 миллионов, причем минимальный срок аренды — 10 лет.
Заготовительные конторы тоже попали в правовую коллизию: они-то имеют право принимать дикоросы у граждан, но у подавляющего числа граждан законного права продавать собранный урожай не осталось. В итоге заготконторы, собиравшие грибы и ягоды, просто закрываются. К примеру, по словам Николаева, «только в Хабаровском крае объем сбора и переработки дикоросов упал в 10 раз».
Грибники пытаются сбывать свой товар самостоятельно. Но на многих рынках продажа грибов теперь запрещена: чтобы люди не травились. Ведь раньше заготконторы первым делом осуществляли экспертизу продукта и выбраковывали ядовитые грибы, а сейчас этого делать некому. Сборщики дикоросов торгуют ими у дорог и, таким образом, становятся дважды нарушителями — и по норме о незаконной торговле, и по Лесному кодексу.
Решение созреет осенью
«Сейчас отрасль полностью дестабилизирована: бизнес не может принимать дикоросы у населения, население утратило возможность легально зарабатывать на природных дарах, а в итоге, по статистике Рослесхоза, у нас собирается уже меньше одного процента от того урожая, который дает лес, — говорит Николаев. — Все понимают необходимость гармонизации законодательства. А для того, чтобы понять, как это сделать, под эгидой Госдумы весь текущий год проводится Национальный лесной форум. Состоялись уже четыре этапа в разных федеральных округах страны, пятый пройдет на северо-западе, в Петрозаводске, затем состоится итоговое мероприятие в Москве. Мы консультируемся с населением, представителями бизнеса, региональных и муниципальных властей, услышали много пожеланий. Я очень надеюсь, что в сентябре по итогам этой работы сможем представить законопроект».
А чтобы помочь законодателям, собкоры «РГ» выяснили, как обстоят дела с дикоросами в разных уголках страны.
Грибы под запретом
В Орловской области торговля дикими грибами на рынках запрещена, чтобы люди не травились. По данным регионального управления Роспотребнадзора, в 2017 году на Орловщине было зарегистрировано четыре случая отравления грибами. Несколько лет назад депутаты облсовета обсуждали возможность введения разрешений на продажу дикоросов, однако от идеи отказались, решив, что норма не заработает. Лесными дарами торгуют в основном у автобусных остановок. Бабушек у дороги, по большому счету, никто не гоняет, а если наказывают, то не конкретно за торговлю грибами или ягодами, а за несанкционированную торговлю. Пенсионерам обычно выносят предупреждение, а не штраф, жалея. Стоимость даров леса на рынке варьируется в зависимости от сезонности. Например, в июне в Орле килограмм самых дорогих белых грибов и лисичек можно было приобрести за 150-200 рублей, в начале июля, когда грибов было мало, цена выросла почти вдвое. Сейчас упала до прежнего уровня. Условно съедобные свинухи продают по 50 рублей за кг, остальные грибы — по 70-150. Официальных заготконтор в регионе нет.
Денис Передельский, Орел
Соленья в интернете
Бабушек, торгующих в эти дни на городских перекрестках продукцией, которую добыли в окрестных лесах, полицейские периодически приструнивают. Впрочем, массовых облав никто не устраивает. Наутро импровизированный прилавок возвращается на прежнюю точку.
Местные сборщики еще несколько лет назад сдавали дары тайги в организованные пункты «Красноярского управления лесами», однако от централизованных закупок теперь отказались. Зато от предложений теневых скупщиков в интернете отбоя нет: «Куплю в соленом или охлажденном виде лисички (объемы от девяти тонн), сморчки, белые грибы, грузди, а также чернику, бруснику, клюкву, облепиху».
Золик Мильман, Красноярск
Селянам нужен договор
В Томской области уже несколько лет действует программа «Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья», благодаря которой продукция томских компаний поставляется в 27 стран мира. На внутренний и международный рынки «уходит» свыше тысячи наименований продуктов, ежегодно к ассортименту добавляется более 100 новых. Наибольшей популярностью пользуются масло из кедрового ореха и облепихи, сиропы и морсы из лесных ягод, грильяж.
«Уже десять процентов российского рынка дикоросов принадлежит томским компаниям. Сегодня мы не просим денег и инвестиций — мы просим изменений законодательной базы, — сказал губернатор Томской области Сергей Жвачкин и отметил, что до сих пор не существует даже юридического понятия «дикоросы»: — Это же нонсенс: те, кто собирает грибы и ягоды, должны регистрироваться как фермерские хозяйства. Я показывал нашу продукцию министру финансов России Антону Силуанову. Вы понимаете, его трудно чем-то удивить. Но он своим глазам не поверил, что все это сделано у нас, в Томской области»!
О необходимости законодательных корректировок не первый год говорят в межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). По мнению специалистов, заготовка дикоросов должна быть официально разрешена не только на условиях аренды, но и на основании договоров, заключенных с местными жителями. Чтобы любой селянин мог оформиться как индивидуальный предприниматель.
По оценке МАСС, сибирские регионы могут отправлять на экспорт дикоросов на общую сумму один миллиард долларов. Это при том, что сегодня вся страна экспортирует вдвое меньше.
Наталья Решетникова, Томск
Учимся у Приморья
«Урожай ягод на Дальнем Востоке превышает 1,1 млн тонн, кедрового ореха — 88 тыс. тонн, грибов — 2,1 млн тонн, — рассказывает и.о. директора Дальневосточного НИИ лесного хозяйства Александр Алексеенко. — У нас есть ценные лекарственные растения, не встречающиеся в других регионах, например, женьшень, элеутерококк, золотой корень, лимонник… Что делать со всем этим? Понятно, что нужно собирать и продавать, но сбор разрешен только на основе аренды участков, а берут лес неохотно».
Исключение составляет Приморский край, где процедура упрощена и арендаторы платят исходя из фактических объемов заготовленной продукции. Поэтому здесь право на аренду даже разыгрывается на аукционе, а государство получает по 4-5 млн рублей с каждого участка. Этот опыт показывает, что теоретически решить проблему на уровне региональных законодательных инициатив можно. Однако в других субъектах Дальневосточного федерального округа это не получается, и заготовка пищевых лесных ресурсов находится в теневом секторе. В Хабаровском крае проблему пытаются решить законодательно уже несколько лет. Председатель краевой Думы Сергей Луговской уверен, что договор аренды нужно заключать не на долгие годы, а на заготовительный сезон, но согласовать этот законопроект не удается.
Передала Инесса Доценко, Хабаровск
https://rg.ru/2018/07/26/kak-vygodno-prodat-lesnye-griby-i-chto-etomu-meshaet.html