3 июля 2020
Специалисты установили заболевания, поразившие городские хвойники
Иван МАРКОВ
Так сейчас выглядит елка на улице Университетской. Фото: Иван МАРКОВ
В недавнем интервью «Комсомолке» советник губернатора по архитектуре Вячеслав Генне сообщил, что ели, пересаженные от входа в Кафедральный собор на острове Канта, успешно прижились. Спустя неделю читатели прислали фото этих елей. По снимку видно, что с одной из них уже осыпались почти все иголки, а ее соседка тоже не выглядит здоровой. Читатели сообщили, что проблемы не только у пересаженных деревьев, но и у многих других городских хвойников.
Вспышка фузариоза
В ответе на вопрос «что происходит с калининградскими елками» специалисты разделились. Так доцент института живых систем БФУ имени Канта Александра Володина считает, что в городе налицо вспышка фузариоза.
— Фузариоз — это обобщенная группа заболеваний, вызванных грибами рода Fusarium. Грибы этого рода поражают много видов растений и могут привести к полному усыханию, — говорит Володина, которая также заметила, что ели в Калининграде очень сильно ослаблены засолением почвы, выхлопными газами, пылью, а в летом еще и перегревом, поэтому «возникшая вспышка фузариоза не удивительна».
Степень поражения болезнью хорошо видна вблизи. Фото: Иван МАРКОВ
— Ситуация с грибком усугубляется именно в связи с состоянием деревьев в городе и в не меньшей степени в связи с климатическими изменениями. Хвойные в современном городе, с его пробками и утренним смогом, более уязвимы, чем лиственные породы, — поясняет эксперт. — Как это бывает и с человеческим организмом — инфекция проникает в ослабленные организмы. Из-за продолжительного безморозного периода проявляется не только фузариоз, но и другие бактериальные, грибные и вирусные заболевания деревьев. Все более ранние сроки цветения плодовых деревьев в отсутствии насекомых опылителей, а также возвращающиеся, пусть и небольшие заморозки, могут негативно отразиться на плодоношении и возобновлении деревьев.
Что говорят в мэрии
По словам начальника отдела озеленения мэрии Калининграда Дмитрия Петренко, ели поражены другой, но не менее опасной заразой.
— У нас в городе действительно болеют ели, — согласился Петренко. — Это последствия слишком теплой, даже аномально теплой и дождливой зимы, что и спровоцировало такое вот заболевание. Это грибковое заболевание, которое называется шютте. От немецкого слова «опадение». То есть хвоя опадает. В данном случае наши специалисты предположили, что это бурое шютте, которое лечится обычным системным фунгицидом. Мы планируем обрабатывать наши ели, которых сегодня в городе около 700. Как только появится финансирование, все обработаем. Надеюсь, это произойдет в ближайшее время.
После обработки власти собираются мониторить ситуацию, после чего примут решение, стоит ли проводить повторную обработку.
Болезней больше, чем кажется
Заведующий отделом садово-паркового хозяйства «Калининградского зоопарка» Александр Матюха считает, что калининградские хвойные поражены целым комплексом болезней и вредителей, и последствия этого нападения придется устранять также комплексными обработками фунгицидами и инсектицидами. —
Чтобы точно установить диагноз, необходим осмотр специалистами и осмотры эти должны быть регулярными, как плановыми, так и внеплановыми, — говорит Матюха. — Я могу судить только о тех деревьях, которые осматривал лично. Территориально это улица Гайдара (у военно-морского училища) и зоопарк. В первом случае в конце мая на деревьях наблюдались кладки тли, начало заселения хермесом и ложнощитовка, все они в комплексе с обыкновенным шютте ели.
В зоопарке эксперт зарегистрировал обыкновенное шютте ели и тлю. Обе заразы поражают, в основном, ели колючие.
Пересаженные ели на острове Канта. Фото: Палыч.
— В нашем случае обработка больших деревьев по кроне крайне затруднительна и не рекомендуется, так как на территории располагаются открытые вольеры с животными и искусственные непроточные водоемы, а объемы препаратов для обработки по кроне нужны большие, — объясняет эксперт. — Будем пытаться снизить патогенную нагрузку уборкой хвои и улучшением условий произрастания деревьев. Против вредителей планируем развивать систему парковых ремиз для привлечения хищных насекомых и полезной орнитофауны. В целом ситуация очень сложная и опасная.
Об этом не раз говорили на разных уровнях. Работающей системы защиты зеленых насаждений в городах области нет, как и мониторинга состояния. Диагнозы устанавливаются на непонятных выборках, и какой только информации в последнее время в СМИ ни появлялось. Это еще раз показывает, что картина может быть очень дискретной: на одних объектах шютте в комплексе с вредителями, где-то фузариоз, где-то явно проблемы с посадкой, где-то могут и стволовые вредители работать. А издалека неспециалисту все это будет схоже по проявлениям — побурение хвои с последующим ее опаданием — очень распространенный диагностический признак. Определять болезни хвои, по словам Матюхи, лучше всего ранней весной или в августе.