16 октября 2021
Как простые короба для грибов и ягод стали ассоциироваться с нашим городом
Северодвинск, зима, раннее утро. К остановке на улице Бутомы подъезжает автобус ЛиАЗ-677 маршрута № 15. Из него выходят пассажиры, после которых медленно следует группа рыбаков, одетых в ватники или старые военные бушлаты. Их маршрут на тот момент известен практически каждому жителю острова Ягры. Это Белое море в районе острова Ягорский Рог либо устье Северной Двины — в зависимости от погоды.
Этим приятным воспоминаниям около 15—20 лет. Сегодня такую картину уже не увидишь: хотя рыбаков по-прежнему много, почти все они обзавелись машинами, поэтому и запах свежей рыбы в автобусе теперь редкость. Кстати, особое место в этих воспоминаниях занимает то, как рыбаки ездили: обязательно в задней части автобуса, с ледобуром в руке, а под мягким местом — традиционный рыбацкий короб, который заменял им сиденье.
Так называемые северодвинские короба производились тогда и производятся до сих пор на предприятии «Звёздочка». Они используются не только для походов на рыбалку, но и для сбора ягод и грибов.
Один из первых кузовов, выпущенных в 1979 году в 40-м цехе «Звёздочки», хранится сегодня в Северодвинском краеведческом музее в экспозиции «История города 1946—1991 гг.». Его отличительной особенностью был текст, нанесённый красной краской: «Кузов под грибы. Изготовлен на комсомольско-молодёжном субботнике, посвящённом 25-летию комсомольской организации, МП «Звёздочка» и передан в дар музею города. Октябрь 1979».
Об истории кузова рассказывает научный сотрудник музея Любовь Карпова:
— Специфика нашего города сыграла свою роль в появлении этого кузова в музее. Работу на ремонте мощнейших подлодок, в том числе атомных, невозможно было отразить в комсомольской летописи города. Но благо, что градообразующие предприятия постепенно осваивали выпуск товаров народного потребления: хрусталя, фляжек, спортивных комплексов и, конечно, кузовов. В тот далёкий октябрь 1979 года состоялся комсомольский субботник в честь 25-летия предприятия «Звёздочка», и его символом стал именно этот грибной кузов. К торжественному мероприятию он был украшен надписями и передан на вечное хранение в наш музей как память о комсомоле и непростых цензурных особенностях того времени.
Как уже было сказано, ягринское предприятие до сих пор выпускает кузова, и спрос на них высок не только в нашем регионе — в этом заключается ещё одна интересная особенность. Как отмечает Роман Попов, филолог, автор словаря «Как это будет по-северодвински?», тот самый заплечный ящик из алюминия с крышкой и брезентовыми лямками известен по всей стране — например, в Новосибирске и других городах — исключительно как «кузов северодвинский».
Подобные кузова для жителей других регионов в диковинку, они и само слово «кузов» редко слышат. Так, к одной северодвинке в 1990-е годы «приехала сестра из средней полосы летом в гости и на второй день спрашивает: «Почему у вас мужики по городу с железными рюкзаками ходят?» А у Владимира Шишкова, будущего директора горплодоовощторга, самым ярким первым впечатлением от встречи с Северодвинском стал перрон вокзала, по которому бежали люди со странными ящиками за спиной. Позже он узнал, что такой ящик называется кузовом и с ним северяне ходят в лес и на рыбалку.
Удивительно, сколько есть интересных историй, связанных с совершенно обыденными вещами, к которым мы уже так давно привыкли и которые не замечаем.
Фото автора