«Самое невероятное в лишайниках – это их природа»

24 марта 2021

фото: ©Валерий Поташов/Столица на Онего

Карельский ученый-лихенолог Виктория Тарасова объяснила, почему лобарию легочную необходимо сохранить в Красной книге.

В нынешнем году в Карелии вышло новое издание Красной книги, в которую включены почти 800 охраняемых видов животного и растительного мира республики. «Столица на Онего» встретилась с профессором Петрозаводского государственного университета, доктором биологических наук Викторией Тарасовой, которая стала одним из авторов этого издания, и попросила ее рассказать о карельских краснокнижных лишайниках:

– Когда говорят о Красной книге, чаще всего имеют в виду редких животных, таких как северный олень, или сосудистые растения, как, например, Венерин башмачок. Однако в Карелии насчитываются десятки краснокнижных лишайников, которые не столь известны большинству населения республики. Чем они ценны?

– Смотря с какой точки зрения рассматривать их ценность. С научной, практической, природной? Если мы будем рассматривать ценность какого-либо вида только с точки зрения человека, то вскоре мы придем к мнению, что все виды живого должны приносить какую-то пользу человечеству, а остальные не нужны. Хотя это слишком самоуверенно, с точки зрения человека, считать, что мы полностью изучили экосистемную роль всех видов в природе. Это далеко не так. Для меня лишайники ценны, прежде всего, особенностями своей природы и как компоненты природных экосистем.

Виктория Тарасова — одна из авторов раздела Красной книги Карелии, посвященного лишайникам

Действительно, большинство видов лишайников относятся к микролишайникам, имеющим очень мелкие размеры, малозаметным невооруженном глазом, и неизвестны большинству населения. Но они распространены повсеместно в наших лесах, на болотах, а некоторые из них встречаются даже в парках и на приусадебных участках. Обычно наши представления об этой группе организмов ограничиваются, в лучшем случае, знанием нескольких видов макролишайников, например, ягеля, и тем, что они являются пищей северного оленя, некоторые еще путают их с мхами. Но ничего общего с мхами, кроме того, что произрастают вместе, слагая живой напочвенный мохово-лишайниковый покров, они не имеют. Самое невероятное в лишайниках, как мне кажется, и это то, что меня потрясло еще в школе и определило выбор моей профессии – это их природа. Для меня они, прежде всего, ценны тем, что показывают пример удивительного симбиоза, аналогов которого в природе больше нет.

Согласно современным представлениям, лишайники – это лихенизированные грибы, т.е. грибы, вступающие в ассоциацию с водорослями и цианобактериями. Первые лишайникоподобные организмы известны из окаменелостей раннего девона, возраст которых составляет около 600 миллионов лет. Установлено, что процесс лихенизации возникал независимо и многократно в разных систематических группах грибов в течение их длительного эволюционного развития, что обусловило филогенетическую независимость и разобщенность основных групп лишайников.

Кроме основных обязательных компонентов, снаружи и внутри тела лишайника обитают сотни различных организмов: паразитические грибы, нефотосинтезирующие бактерии, простейшие и многочисленные беспозвоночные – моллюски, нематоды, членистоногие. Все эти данные, с экологической точки зрения, позволяют рассматривать тело лишайника как миниэкосистему с двумя трофическими уровнями – автотрофным и гетеротрофным.

Лишайники могут длительное время – в течение месяцев – находится без воды, впадая в анабиоз, когда их жизненные функции приостанавливаются. Кроме того, они устойчивы к высоким и низким температурам: например, некоторые из них восстанавливают свои жизненные свойства после нагревания до 100 С и замораживания жидким азотом (-126С), то есть естественный диапазон температур на Земле не ограничивает их существование, что позволяет фантазировать о лишайниках, как о путешественниках в космосе, в пользу гипотезы панспермии.

Долго живущие и медленно растущие, они широко распространены по всему земному шару – от полярных пустынь до тропиков. Так, они доминируют в сухих сосновых лесах, на болотах, в скальных и тундровых сообществах. Лишайники являются пионерами растительности, поселяясь в малопригодных для растений местообитаниях, способствуют выветриванию горных пород и почвообразованию. В определенных условиях среды лишайники образуют высокое разнообразие, биомассу и играют существенную роль в экосистемах, участвуя в азотном обмене, водном балансе, являясь домом и пищей для сотен видов организмов.

Несмотря на эти удивительные свойства, помогавшие лишайникам выживать на Земле на протяжении сотен миллионов лет, в настоящее время они стали очень уязвимыми. Оказалось, что они очень чувствительны к действию антропогенных факторов, особенно к загрязнению среды, вырубкам, пожарам и рекреации. Поэтому лишайники являются надежными индикаторами воздушного и водного загрязнения, а также малонарушенных экосистем. Так, по нашим данным, в ельниках в Карелии общее видовое разнообразие лишайников восстанавливается только спустя 250 лет после катастрофического нарушения и составляет в среднем около 100 видов на 1 гектар леса. Но есть виды, которые встречаются в сообществах, имеющих давность нарушения не менее 500–600 лет. В настоящее время, в связи с катастрофическим сокращением площади малонарушенных лесов в нашей республике многие виды лишайников стали очень редкими, утратив свою среду обитания, а некоторые из них считаются уже исчезнувшими.

В целом, в мире насчитывается около 26 тысяч видов лишайников, и около 1300 из них встречаются в Карелии.

Лишайники считаются надежными индикаторами малонарушенных экосистем

– Насколько я помню, в первое издание Красной книги Карелии, которое вышло в 1995 году, были включены 77 видов лишайников. Часть из них впоследствии была исключена из краснокнижных видов, но часть требующих охраны, наоборот, вошла в их число. Сколько сейчас лишайников обладают таким статусом, и какие из них, на Ваш взгляд, особенно редки в Карелии?

– В настоящее издание Красной книги Карелии включены 98 видов лишайников и 3 близких к ним гриба (это нелихенизированные грибы, систематически близкие к лишайникам и традиционно рассматриваемые с ними вместе). Особенностью новой Красной книги (этого не было ни в первом издании, ни в издании 2007 года) стало то, что теперь 16 видов лишайников занесены в перечень объектов растительного и животного мира, нуждающихся в особом внимании к их природной среде и рекомендованных для бионадзора. То есть, они, строго говоря, не являются краснокнижными видами, но могут ими стать в следующем издании. Эта мера вызвана тем, что данные о встречаемости, распространении, уязвимости к антропогенным и природным факторам для этих видов в настоящее время отсутствуют или фрагментарны, и требуется наблюдение за состоянием их популяций, чтобы принять окончательное решение в отношении того, требуется им охранный статус, или нет.

Каждый объект, занесенный в Красную книгу Карелии, отнесен к одной из пяти категорий статуса редкости, характеризующей состояние вида на территории республики. Четыре вида лишайников имеют категорию 0 (вероятно исчезнувшие), к которым относятся виды, известные ранее на территории Карелии, нахождение которых в природе не подтверждено в последние 80 и более лет. Это листоватые макролишайники – менегацция пробуравленная, стикта Райта, нефрома изидиозная и ксантомендоза обманчивая. Видов со статусом 1 (находящиеся под угрозой исчезновения) среди лишайников Красной книги республики два: бриория Смита и уснея длиннейшая. Большинство же видов лишайников в Красной книге Карелии имеют категорию 3 – редкие (уязвимые и угрожаемые). Основные причины редкой встречаемости вида – уничтожение местообитаний, а для некоторых также нахождение на краю естественного ареала.

Виктория Тарасова в лаборатории Петрозаводского университета

– Думаю, не ошибусь, если скажу, что наименование одного из краснокнижных лишайников – лобарии легочной – хорошо знакомо многим жителям Карелии. Его даже называют кошмаром лесозаготовителей, потому что этот лишайник не раз останавливал рубки леса. Не удивительно, что в последние годы некоторые специалисты, связанные с лесопромышленным комплексом, поднимали вопрос об исключении лобарии легочной из Красной книги Карелии, мотивируя это тем, что она довольно широко распространена на территории республики. Как Вы относитесь к этим попыткам?

– В России лобария легочная имеет широкий ареал – спорадически встречается почти на всей территории, исключая арктические и аридные районы, а также высокогорья. В настоящее издание Красной книги Карелии лобария легочная включена со статусом редкий, уязвимый вид. Внесена она и в Красную книгу Российской Федерации, а по существующим правилам, вид, внесенный в Красную книгу России, должен быть включен и в Красную книгу региона, где он встречается.

Должна заметить, что дебаты о том, включать лобарию легочную в Красную книгу России и в региональные Красные книги, ведут не только специалисты лесопромышленного комплекса, но и ученые-лихенологи. Я рада, что хотя бы среди карельских коллег было достигнуто взаимопонимание, и было сформировано единое мнение на этот счет, хотя еще лет десять назад у нас имелись разногласия.

Дело в том, что ситуация с состоянием популяций лобарии в Карелии, к сожалению, меняется очень быстро. Я заметила, что в регионах с длительной историей лесопользования и потерявших свои малонарушенные леса – в других областях Северо-запада и центральной части Европейской России – у специалистов не возникает сомнений о необходимости внесения лобарии легочной в число охраняемых видов.

Все исторические данные говорят о том, что этот вид был в прошлом очень массовым, имел обширный ареал, охватывающий все континенты, кроме Антарктиды, хотя преимущественно он характерен для Северного полушария. Но в последние 100 лет в Европе из-за сведения лесов, увеличения фрагментации местообитаний и воздушного загрязнения он стал редким, и поэтому внесен в Красные книги многих стран. Это объясняется тем, что страны Европы, в отличие от большей части России, имеют более длительную историю лесопользования, в результате чего Европа лишилась своих лесов, а вместе с ними и местообитаний лобарии легочной еще несколько столетий назад.
Лобария легочная

Недавние исследования показали, что состояние и распространение вида в республике неравномерное. Так, например, еще в середине XIX и до 30-х гг. XX вв. в Приладожье вид был известен примерно из 20 пунктов, но за последние 30 лет обнаружен там только трижды, что связано с длительным периодом интенсивного лесопользования – сплошными рубками, рубками ухода и лесомелиорацией. В юго-восточной и центральной Карелии этот вид нередок, что можно объяснить высоким процентом участия осины – а это основной форофит для лобарии – в преобладающих по площади лесах на средних стадиях восстановления после рубок, и оставленными недорубами, которые до недавнего времени занимали до трети территории на участках послевоенных лесозаготовок. Недорубы часто являются переувлажненными участками леса, благоприятными для произрастания лобарии. Сегодня их интенсивная вырубка резко сокращает численность популяции вида для последующего его расселения в регионе. К северу республики вид значительно редеет, что объясняется уменьшением потенциально пригодного субстрата, т.е. осины.

Наши исследования показали, что в среднетаежной подзоне Карелии лобария в виде единичных талломов встречается в лесах спустя только 80 лет после катастрофического нарушения, т.е. рубок и пожаров, а в северотаежной подзоне – спустя 180 лет. Наиболее благоприятные условия существования стабильных ценопопуляций и успешного воспроизводства вида возникают в еловых лесах с давностью нарушения не менее 250 лет. Вследствие редкой встречаемости в Карелии талломов лобарии с плодовыми телами и невысокой дальности переноса органов вегетативного размножения (в среднем, в радиусе 100–250 метров от материнского таллома) уменьшение оборота рубок будет способствовать дальнейшему снижению численности популяции вида. В настоящее время в республике угрозы исчезновения вида нет за счет широкого распространения жизнеспособных ценопопуляций на многих особо охраняемых природных территориях и  сохранения лесозаготовительными компаниями участков лесов высокой природоохранной ценности в рамках добровольной лесной сертификации.

Вообще, лобария легочная – крупный, известный многим и хорошо заметный в лесу вид, по состоянию которого можно определить ценность лесного участка для сохранения биоразнообразия в целом. Его местонахождение указывает на определенные условия среды малонарушенного леса, где обитают сотни других, незаметных простому глазу обитателей, в том числе редких, охраняемых видов лишайников, грибов, мохообразных и насекомых.

Вопросы задавал Валерий Поташов

Фото автора

https://stolicaonego.ru/read/samoe-neverojatnoe-v-lishajnikah-eto-ih-priroda/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.