24 августа 2023
А еще делится особенностями тихой охоты в этом году
Грибы я собирать не умею, но очень люблю. И даже четко помню тот момент, когда началась эта любовь. Мне было лет пять. Тогда мы с семьей отдыхали на Байкале. Таких же мелких детей, как я, в нашей компании не было, поэтому мне было слегка скучновато. И вот однажды тетя, мои старшие братья и кто-то еще собрались в соседний лес за грибами. От нечего делать я напросилась с ними. Пусть в тот момент я не очень разбиралась в видах, но искать среди деревьев и травы аккуратненькие милые маслята или рыжики мне понравилось до неподдельного детского восторга.
Последние лет 15 каждое лето я стараюсь хотя бы пару раз выбраться в лес на тихую охоту. Муж каждый раз реагирует на это с плохо скрываемой радостью, предлагая просто купить ведро грибов на рынке. Я всегда отвергаю такие предложения, ведь у самурая нет цели, есть путь. Короче, нравится мне гулять по лесу с ножом, вдыхать ароматы влажной листвы и прошлогодних иголок, прогретых солнцем, слушать хруст веток и любоваться брильянтами росы на кружевных паутинках.
Этот год исключением не стал — мы с супругом и друзьями отправились в лес. Больше, конечно, ради прогулок на свежем воздухе и непринужденного общения, а грибной урожай во всей этой истории — приятный бонус.
Стопроцентных грибных мест у нашего клуба по интересам нет. Но обычно мы посещаем плюс-минус одни и те же локации, про которые знаем наверняка: грибцы там точно водятся. Хоть какие-нибудь.
Сразу скажу, что я не отношусь к тем грибным снобам, которые воротят нос от волнушек, не берут в лесу сыроежки, относя их к низшему сословию. Одни лишь грузди или белые грибы для таких ценителей представляют интерес. Я не выпендриваюсь: собираю всё, что не несет опасности для здоровья. Для меня все грибы вкусные. Особенно если только-только обжаренные, со сметаной и молодой картошечкой, сдобренные луком, петрушкой или любой другой свежей зеленью.
Говорят, что настоящие грибники не сдают свои места. Но я, как мы уже выяснили, в этом деле всего лишь любитель без амбиций стать чемпионом по собираемости, так что расскажу, куда мы ездили в этом году.
Обычно мы выбираем локации, которые находятся не слишком далеко от Иркутска. Встать в 4 утра, ехать 5 часов на машине, потом еще час — на лошади, а потом — на специально обученных вездеходных сусликах, чтобы найти ту самую единорожью полянку с груздями — не для меня. Я человек простой, мне и лесочка рядом с Малой Еланью хватит для впечатлений. Так что туда мы сначала и отправились.
Лес здесь смешанный: есть и березы, и ели, трава невысокая, так что грибы растут всех сортов и искать их достаточно просто. Правда, не в этот раз. Чуть только зайдя поглубже, мы сразу же поняли, что до нас тут уже побывали сборщики дикоросов. Причем, явно какие-то матерые, потому что всё было буквально перерыто. Под ногами валялись срезанные, но червивые грибы и то, что от них осталось. А это — верный знак, что ловить в этом лесу особо нечего.
Мы, конечно, поборолись за грибной улов, но особо ничего не набрали. Зато славно покормили комаров, которые были почему-то не в меру свирепы. Не помогли даже репелленты, которыми я дважды облилась буквально с ног до головы. Потерпев фиаско, мы направились в леса вокруг Мегета. В частности, в Стеклянку.
Машины грибников тут стояли почти через каждые 100 метров. От этого мы приуныли, ожидая, что и здесь нам ничего не светит. Проехали вдоль дороги подальше, приметив первый попавшийся хвойный лесок, и сразу в него занырнули.
По началу показалось, что картина тут еще печальнее, чем в лесу возле Малой Еланки. Грунт был разрыт так, будто кто-то прихватил с собой целеустремленных хрюшек-искателей трюфелей. Грибов не было видно от слова совсем, так что мы пошли обратно к машине.
Вдруг мой приятель приметил небольшое семейство рыжиков, которые едва-едва пробились сквозь прошлогодние пожухлые иголки сосёнок. Разворошив ножом толстенную подушку из хвои, травы, земли и бог знает чего еще, он заметил под ней толпу новеньких рыжиков. Их шляпки были не больше рублевой монеты, а порой и размером с пуговицу.
Обычно такие маленькие грибы я не собираю: оставляю чуть-чуть подрасти. Но в этот раз я отступила от своих правил. Часть из недавно народившихся грибов, не сумев пробиться сквозь толщу грунта, уже сгнила. Я поняла, что остальные малыши могут тоже не успеть вырасти. Так что срезала мини-рыжики без особого сожаления.
Оказалось, что такая полянка с целым грибным семейством, придавленным удивительно толстым и влажным слоем иголок, перегноя и травы, в лесу далеко не единственная. И почти на каждой — отряды маслят и рыжиков, часть из которых уже успела перебрать с влагой и погибнуть.
Поэтому мы принялись копать грибы. Честно скажу, такой опыт в моей жизни случился в первый раз. Да и не только у меня. Подкапывая грунт, мы не переставали удивляться, что и так тоже можно собирать маслята и рыжики. С тем, что они прячутся под хвойными шапочками, я сталкивалась много раз. Но чтобы они были настолько глубоко, такого я еще не видела.
Мы даже смеялись, что нам открылся новый уровень собирательства. Все квесты на предыдущем мы уже прошли, и вот теперь — новая фича. А еще раздумывали о том, что в такой ситуации неплохо было бы иметь под рукой грабли. Все-таки копать ножом — не самое удобное решение, как ни крути. В какой-то момент я плюнула и копала уже руками, чем сильно удивила своего маникюрного мастера через пару дней. Не самим фактом, конечно, а состоянием ногтей.
Буквально за час мы откопали и нарезали полпакета милейших крошечных мыслят, рыжиков и волнушек. Встретились нам также несколько подберезовиков и чуть-чуть сыроежек. Весь улов достался мне, так как другие возиться с ними после не захотели.
Я же героически чистила эту ораву больше трех часов, параллельно слушая аудиокнигу про приключения Антона Городецкого в «Ночном дозоре». Закончив во втором часу ночи, я грустно вздохнула, потому что уже несколько часов мне нужно было вставать на работу. На утро муж сказал мне: «Я же говорил, что надо было купить уже готовые». Но я с ним по-прежнему не согласна. Потому что люблю я их собирать, несмотря ни на что люблю.