1 декабря 2024
«С отвращением смотрели, как русские едят грибы, и “иных при этом тошнило” — с чем именно это на практике связано, попробую предположить в статье.
Недавно я задумалась, почему у коренных народов Сибири мухоморы, из-за их психоактивных свойств, использовались в ритуальных, лекарственных и иных целях. А на Северо-Западе практически нет сведений об употреблении мухоморов в качестве галюциногенов. Но об этом я напишу отдельно.
Здесь хочу написать о таком забавном моменте, который узнала попутно: несмотря на использование мухоморов, коренные народы Севера и Сибири съедобные грибы в пищу не употребляли. Мало того, русские, которые их ели, вызвали у них отвращение, из-за противной привычки.
Поясню: говоря о том, что северные народы не едят грибы, я подразумеваю не абсолютно всех, а только коренные народы Арктики и Сибири, которые занимались охотой и оленеводством, но не сельским хозяйством. К таким народам относятся саамы, ненцы, ханты, чукчи, коряки и т.д.
Вообще обычно такие странные на первый взгляд запреты исторически имеют вполне рациональные корни.
Например, в случае с медвежьим мясом, запрет на его употребление в некоторых культурах (у тех же карелов) может быть связан с тем, что именно при поедании медвежатины человек может заразиться трихинеллёзом. Потому это не просто табуировано общиной, но на физическом уровне человека, который съел бы его, рефлекторно, просто из-за осознания, что оно «поганое», вырвало бы.
Такой случай был описан путешественником, который в начале ХХ века поел медвежье мясо с молодыми карелами, но тут вбежал старик и в ужасе закричал, что вы делаете, зачем едите погань, и людей тут же вырвало от шока)
Что касается грибов, точно нельзя сказать, на чем основан запрет именно для народов севера (преимущественно оленеводов и охотников). Возможно, какие-то особенности физиологии, связанные с их практически исключительно мясным рационом.
Читала научную статью на эту тему Андрея Игоревича Козлова, старшего научного сотрудника лаборатории антропоэкологии НИИ и музея антропологии МГУ, д.б.н., к.м.н.
Как он пишет (ниже я цитирую его научную статью):
«В питании коренных жителей высоких широт ведущую роль играют белки и жиры (так называемая «белково-жировая диета»). Судя по результатам исследований… даже при современной, частично «вестернизированной» диете чукотских эскимосов, белки и жиры поставляют им в полтора раза больше энергии по сравнению с пищей европейцев. В прежние же времена отличия были ещё разительнее.
Растительная пища служит для жителей Арктики в основном источником клетчатки и витаминов, но не калорий, как для жителей более тёплого климата. Таким образом, одна из важнейших функций углеводов, поставка организму энергии, передается другим компонентам пищи: жирам и белкам…»
С таким специфическим рационом ученый связывает различные физиологические отличия коренных северян (охотников и оленеводов) от прочих людей, которые исторически занимаются сельским хозяйством и имеют совсем иное питание.
И далее о грибах А.И. Козлов пишет:
«Можно предположить, что традиции отказа от такого богатого белками источника пищи, как грибы (при скудных в целом ресурсах), могли быть обусловлены сравнительно широкой распространенностью неусваиваемости трегалозы в высокоширотных популяциях.
Трегалоза — сахар, содержащийся именно в грибах, а дефицит расщепляющего её фермента трегалазы — одна из причин возникновения болей в животе после употребления их в пищу (Arola, 1999). Эти физиологические особенности приводят к формированию специфических традиций питания».
Так сформировался запрет на поедание грибов, который был обернут в форму легенд и определенных традиционных представлений. Народы, начиная от ненцев и заканчивая коряками, считали грибы исключительно «пищей оленей».
Мало того, для пущего отвращения, грибы сравнивали с половыми органами.
Как пишет В.В. Напольских в публикации «От Пегтымеля до Ноин-Улы: еще раз о трасевразийском названии мухомора». Медицинская антропология и биоэтика 1(19):
«Любопытно при этом, что для дорусской культуры аборигенов Сибири использование съедобных грибов в пищу было совершенно чуждо: в лучшем случае грибы воспринимались как «пища оленей» (в основном у оленеводов тундры: олени очень любят грибы, особенно – мухоморы, что доставляет пастухам немало хлопот).
Наиболее ясно отношение к грибам выражено в известном кетском мифе, согласно которому грибы (съедобные) – это бывшие фаллосы, которыми по их прямому назначению по мере надобности пользовались женщины в те древние времена, когда мужчин не было, а когда появились мужчины, фаллосы-грибы “захирели”, но остались в лесах, и их едят русские – при этом исследователь специально отмечает, что ещё в начале XX в. кеты с отвращением смотрели, как русские едят грибы, и “иных при этом тошнит” (Анучин 1914: 9).
Близкие воззрения зафиксированы и у нивхов: раньше нивхи не ели грибов, так как гриб – это пенис чёрта, который он высунул из-под земли (Березницкий 2003: 132). Подобное отношение к употреблению грибов в пищу как к странной русской привычке, вызывающей у «нормальных» людей естественную брезгливость, сохраняется, например, до сих пор и у отдельных групп некрещёных удмуртов Башкирии – при том, что в «обычной», «материковой» удмуртской кухне грибы занимают весьма почётное место, источником чего, однако, является, очевидно, русская и даже балто-славянская традиция…».
Так вот и получается, что несмотря на то, что в тундре растет огромное количество вкусных грибов, местные жители их не ели, оставляя только в пищу оленей. И даже с ужасом смотрели на других людей, которые грибы едят)