3 октября 2014
А потому так притягательны для нас изделия из лозы
В то время, когда наши дедушки еще не знали гончарного круга, а бабушки – прялки, они уже плели из прутьев все, без чего в быту не обойдешься. Правда, брались за такую работу в основном мужчины.
Из ветвей ивы и других деревьев и кустарников мастера делали заборы, хозяйственные постройки, детские колыбели, позже – кузова саней и повозок. И, конечно же, корзины. Разных форм и размеров и для любых нужд. В них носили белье на реку и собирали урожай, с ними ходили за грибами и ягодами. Да и в наше время истинные любители «тихой охоты» идут в лес только с корзиной. Она легкая и удобная, к тому же ивовые ветки содержат много дубильных веществ, так что за сохранность «добычи» можно не беспокоиться. Это вам не какое-нибудь пластмассовое ведро.
Накапливались новые знания, появлялись новые ремесла, но старинное искусство лозоплетения не теряло своей популярности. И сегодня многие из нас, устав от «химии», предпочитают вещи из природных, натуральных материалов. Изделия из лозы удачно вписываются в современный интерьер, помогают создать душевную обстановку. Прикасаясь к ним, словно чувствуешь энергию солнца и тепло рук мастера.
Наверное, поэтому комната, куда нас привел Борис Карасев, показалась особенно уютной. Второй этаж – это его мастерская. Он построил ее сам и сам обставил. Удобное кресло. Замечательная легкая табуреточка. Стол с подносом, на нем – графин и бокалы. И все это сделано из лозы. А еще здесь повсюду корзины – круглые и прямоугольные, овальные и конические, с крышками и без. Словом, на любой вкус.
Борис Александрович – коренной житель Архангельского сельского поселения Старицкого района. Родная деревня – Витомово. Предки все были рукастые, мастеровитые. И дед Иван, погибший на войне. И отец. И Борису их умение по наследству передалось. Правда, до поры до времени он о нем не вспоминал.
Борис Александрович был начальником цеха на заводе нерудных материалов. Вся жизнь в работе, а значит, в постоянном напряжении, когда перегрузки – норма. Со временем стало пошаливать сердце. Тогда он думал: «Ерунда, просто надо немного отдохнуть». Но чем дальше, тем хуже, и в итоге молодого еще мужчину увезли на сложную операцию в Москву. Потом врачи сказали: «Повезло, что вовремя успели, а то могло бы все плохо закончиться».
О возвращении на завод и речи не шло, а без дела Карасев сидеть не привык. Вот тогда и пригодилась ему дедовская и отцовская наука.
Но получилось не сразу – поначалу Борис Александрович все свои изделия браковал и ломал на кусочки. Постепенно накапливались инструменты и приспособления для работы – щемилки, щепало, набор ножей, лекала. Часами он ходил по песчаникам и болотам, сравнивал, где прутья лучше. В книги заглядывал. Кое-что опытным путем постигал. Скажем, кипятил прутья и смотрел на часы: сколько времени надо, чтобы они стали светло-коричневыми, сколько – шоколадными. Ведь из разноцветного материала плести интереснее.
Увлеченно работая, вдруг неожиданно вспоминал давние отцовские советы – словно они были запрятаны где-то в памяти, а когда настал их час, пришли на помощь. И со временем Борис Александрович овладел секретами мастерства. Покорилось ему плетение прямое и послойное, в «шашку» и в «шахматку», «веревочкой», «косой», в «елочку», одним прутом, двумя, четырьмя и даже восьмью. И узоры становились все разнообразнее.
После операции от старых друзей-знакомых он как-то отдалился – жалости не хотел. К тому же требовалось переосмыслить жизнь, которую, по сути, пришлось начинать заново. Но когда почувствовал себя настоящим мастером, прятаться от людей перестал. Да и они, прослышав о его новом занятии, все чаще стали заглядывать к нему на огонек. И удивлялись: «Не знали раньше за тобой такого таланта!»
Свои изделия Борис Александрович не продает. Просто дарит. С пустыми руками из мастерской не уходит никто.
– Мне врачи вторую жизнь подарили, ну а я людям хорошее настроение дарю,– поясняет он.
Сейчас о Карасеве знает не только район, но и область. Изделия мастера можно увидеть на днях деревни и города, на праздниках и ярмарках. Его туда приглашают постоянно. Особенно он радуется, когда можно не только себя показать, но и других научить. Для детей из центра духовного развития «Образ», занимающегося нравственным воспитанием молодежи, Борис Александрович провел мастер-класс по лозоплетению. Сколько было радости и творческого азарта! Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря выпускает ежегодный альманах, рассказывающий о наиболее важных событиях православной жизни края. В последнем выпуске можно прочесть и о народном умельце из Архангельского поселения – в материале «Возрождение древних традиций в Старицкой обители».
У Бориса Александровича сын и дочь – Сергей и Наталья. Три внука – Владик, Матвей и Сергей. Дедовских подарков на всех хватает. А для него самый лучший подарок – расспросы ребят: «Деда, а как такой узор получается? А как это у тебя ни один конец из прутьев нигде не торчит?» Интерес уже есть, а там, глядишь, и новые мастера подрастут.
Ольга ИВАНОВА
http://www.tverlife.ru