Людей, потерявшихся в подмосковных лесах, можно спасти, но закон мешает

6 октября 2017

Потеряшек элементарно засечь по мобильнику. Но для этого нужно десять дней добиваться разрешения
Алексей БОЯРСКИЙtrue_kpru
Людей, потерявшихся в подмосковных лесах, можно спасти, но закон мешает это делать. Фото: lizaalert.orgЛюдей, потерявшихся в подмосковных лесах, можно спасти, но закон мешает это делать. Фото: lizaalert.org

Пенсионерка ушла в лес за грибами и не вернулась. К поискам были привлечены все возможные спасательные службы — от МЧС до волонтерских объединений. Но, чтобы прочесать район до сотни квадратных километров, нужна дивизия.

Местонахождение старушки вычислили по сигналу мобильного телефона: специалисты «Билайна» определили его с точностью до сотен метров. Бабушку спасли.

Но эта история, произошедшая прошлой осенью в Поволжье, уникальна: обычно система спасения так не работает. Не из-за техники — из-за законодательных противоречий.

ГРИБНОЙ СЕЗОН ПОТЕРЬ

Ежегодно в России теряются 60 — 120 тыс. человек. Пик пропаж приходится на грибной сезон, который как раз сейчас в разгаре.

17 сентября 2017 года зафиксирован рекорд: на «горячую линию» поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» только по Московской области пришло 102 обращения о пропаже.

— Когда телефон не разряжен, находится в зоне покрытия, то нам может помочь сам потерявшийся, — рассказывает руководитель отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев. — Если есть возможность, высылается вертолет, летает над лесом. У потеряшки по телефону спрашиваем, видит ли он вертушку. Увидел: направляет полет, пока не зависнет ровно над ним. В этот квадрат на земле заходят всего двое и выводят человека.

А если телефон разрядился, то надежда только на сотового оператора, у которого есть координаты точки последней регистрации в сети.

ЗНАЕМ, НО НЕ СКАЖЕМ

— В августе в Московской области в лесу заблудился дедушка с работающим мобильным телефоном в руках, но спасти мы его не смогли: из-за инсульта у него отказала речь, — рассказал Григорий Сергеев. — Нашли тело только через 7 дней. Если б мы сразу определили координаты по сотовой сети, он остался бы жив…

По словам Сергеева, официальная процедура получения таких координат от сотового оператора составляет однозначно больше 10 суток, после которых надежды найти живым уже нет: заявление в полицию, возбуждение уголовного дела о пропаже, получение постановления суда о предоставлении данных.

Буква закона выполняется фанатично. Только вот люди погибают…

А ведь есть сервисы операторов, позволяющие определять местоположение другого абонента с его предварительного согласия.

— Дедушка отправился в другой район города в 25-градусный мороз, — рассказала руководитель проектов корпоративной социальной ответственности ПАО «ВымпелКом» («Билайн») Евгения Чистова. — Родственники не дождались его домой, стали звонить на мобильный. Дедушка пытался отвечать, но речь была нечленораздельной. Очевидно, случился инсульт. Услуга определения местоположения помогла уточнить, где он в тот момент находился. Через 20 минут на место прибыли и «Скорая помощь», и волонтеры «Лиза Алерт». Человека спасли.

Но это координаты вышки сотовой сети, к которой подключился телефон. Например, у «Мегафона» точность определения координат составляет: в центре города — от 100 метров; на окраинах города — около 1 км. За городом же одна вышка может покрывать район в радиусе до 10 км. Местоположение заблудившегося в лесу автоматическая система оператора определяет с точностью до десятков километров. Но даже эти ориентиры МЧС не имеет возможности самостоятельно узнать без принятого звонка с телефона, координаты которого нужно установить. По запросу спасателей сообщить их оператор по закону не имеет права.

— При выключенном телефоне оператор может зафиксировать район, в котором было последнее соединение, но эти данные могут быть предоставлены только правоохранительным органам при предъявлении судебного постановления, — объяснили в пресс-службе «Билайна».

Пока продолжается неразбериха с законом, вся надежда на ручной способ спасения, как в Брянской области в июле этого года. Чтобы найти потерявшегося 8-летнего ребенка, понадобилось 210 добровольцев, полицейских и спасателей. Фото: Пресс-служба МЧС России

Пока продолжается неразбериха с законом, вся надежда на ручной способ спасения, как в Брянской области в июле этого года. Чтобы найти потерявшегося 8-летнего ребенка, понадобилось 210 добровольцев, полицейских и спасателей. Фото: Пресс-служба МЧС России

В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Откажут или предоставят координаты, фактически нарушая законодательство, в каждом конкретном случае зависит от личных отношений между спасателями и филиалом сотового оператора.

Бабушку из истории в начале этой статьи нашли благодаря уникальному специалисту из техслужбы «Билайна», вычислившему точные координаты в ручном режиме. Для анализа оценивалась интенсивность и задержка сигнала телефона не только на вышке подключения, но и на окружающих вышках, которые тоже его «видят» или «видели» какое-то время назад, высота установленных вышек и т. п. Где-то недалеко от точки пересечения проведенных на карте линий и нашлась старушка.

Вообще-то такой многофакторный анализ может осуществляться и автоматически с помощью специальных систем. На Западе они давно работают. Возможно, государству нужно взять расходы по ее созданию на себя. И все-таки пересмотреть закон, который обрекает сотни потеряшек на гибель…

СОВЕТЫ

ОТ «ЛИЗЫ АЛЕРТ»

Если вы идете в лес:

— Зарядите телефон, установите на смартфон приложение, определяющее координаты по спутнику даже при минимальном интернет-трафике (например, My GPS Coordinates).

— Захватите спички и фонарик. Оденьтесь в яркую, водонепроницаемую теплую одежду.

— Предупредите родственников, соседей, куда вы идете. Проинструктируйте после контрольного срока сообщить в службу 112 о пропаже и на «горячую линию» поискового отряда «Лиза Алерт» 8-800-700-54-52.

Если вы заблудились:

— Позвоните в службу спасения, пока не разрядился телефон.

— Старайтесь двигаться только по линейным ориентирам: тропинки, дороги, просеки, линии электропередачи и т. п.

— Если вы поняли, что вас начали искать, то прекратите движение, дабы упростить работу спасателям. Подавайте все возможные знаки — светите фонарем, кричите.

Только цифры.

Только цифры.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Саркис ДАРБИНЯН, руководитель Центра защиты цифровых прав, ведущий юрист «Роскомсвободы»:

— Как официально получают координаты потерявшегося человека по звонку. Органы полиции обращаются в суд в рамках ст. 165 УК РФ для получения постановления, которое в дальнейшем предъявляется оператору сотовой связи. На его основании оператор в самые короткие сроки должен представить информацию по базовым станциям. Оператору эта обязанность вменяется законодательством об оперативно-разыскной деятельности и статьей 64 закона «О связи» (126-ФЗ). По нему же любые сведения по биллингу оператор связи не может предоставить без постановления суда. Конституционный суд РФ отразил свою позицию в Определении от 02.10.2003 № 345-О о том, что информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, необходимо получение судебного решения.

https://www.msk.kp.ru/daily/26740/3768485/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.