24 мая 2013
Олений роддом
|
Как говорят старые оленеводы, в прежние времена первые новорожденные оленята появлялись на Первомай. Даже шутили пастухи, мол, вся страна празднует, выходя на демонстрацию, а мы празднуем начало отела в Ловозерской тундре. А его разгар, когда малыши на тонких ножках один за другим вставали рядом с мамками, как правило, начинался после 10 мая.
— Нынче сказались климатические условия — обильное снеготаяние сместило сроки: первые телята появились на свет еще в конце апреля, — рассказал Виктор Старцев, директор СХПК «Тундра». — Разумеется, это внесло коррективы и в график работы оленеводов: четверо из находившихся в отпуске в Ловозере даже не смогли своевременно попасть на оленеводческие базы — река Воронья хотя и вскрылась, но стоят ледовые заторы. Ждем, когда вода очистится, чтобы можно было идти по Вороньей на моторных лодках в сторону Серебрянского водохранилища, это километрах в 60-ти от села.
Виктор Александрович рассказал, что вести с баз неплохие — ранний старт отела под контролем. Кстати, олешки, которые поспешили на волю раньше других, будут более сильными — когда остальной молодняк только начнет появляться на свет, «чемпионы» уже успеют отъесться первой зеленой травкой, окрепнуть. Сейчас на отельных местах — специальных участках в тундре — только маточное поголовье. Важенки и новорожденные оленята находятся в изоляции. А неплодовую часть — быков — пастухи увели на север, к морю.
Саамский вид оленеводства предполагает активное использование разделительных изгородей и полувольный выпас животных. С наступлением тепла стада сами бегут от гнуса и овода к прохладным ветрам на побережье Баренцева моря. А ближе к осени спускаются в лесную зону, вот тут-то и нужна разделительная изгородь. Кстати, своеобразной приманкой для возвращения в лесотундру служат… грибы. Это любимое осеннее лакомство для рогатых обитателей тундры, олени восполняют запас белка и просто обожают моховики да подосиновики. Впрочем, за милую душу схрумкают и волнушки с груздями, которые тоже встречаются в заполярном лукоморье.
А в благодатную пору лета нет слаще угощенья, чем морошковый цвет, а потом ягоды.
Сейчас в тундре, оленьем «роддоме», горячая пора: специалисты клеймят новорожденных — ставят метку на ушко, означающую, что олененок домашний, из стада СХПК «Тундра». Отел продлится до середины июня, молодняк возьмут на учет. Потом узнаем, какова прибавка поголовья. Напомню, на 1 января стадо «Тундры» насчитывало 24 тысячи голов.
Кстати, у оленеводов есть конкуренты, они-то и приводят к падению численности животных. Уж сколько на разных уровнях твердится о том, что хищники представляют серьезную угрозу для оленеводства. Вот и сейчас почитай все в Ловозере обсуждают последние события: в родовой общине «Таввлл Емьне» вставший после зимней спячки медведь задрал двух ездовых оленей, а в общине «Чаар» зарезал стельную важенку.
— Да и у нас на горах, как сообщают оленеводы, видели двух медведей, — добавляет Старцев. — Мы возлагаем очень большие надежды на деятельность новой областной структуры — она объединит охотоведов, лесников, других специалистов, которые, надеемся, помогут нам воевать с хищниками и браконьерами, беречь стада.
По рассказам старых оленеводов, в 60-е годы они были вооружены, имели право носить оружие для защиты своего стада от незваных гостей. Ныне пастух безоружен, а надежда на охотников слаба — нет их сейчас, настоящих, кто бы пошел на медведя. Лицензия дорогая, гарантия же, что встретишь косолапого разбойника, минимальная (медведицы с медвежатами отстрелу не подлежат). Поэтому оленеводов радуют даже отдельные весточки с «хищного фронта»: по весне в районе Краснощелья охотовед застрелил двух волков. Учитывая волчий аппетит, сберег несколько десятков важенок и быков.
…В оленьих тундровых «родильных домах» вооруженная охрана сейчас была бы ой как кстати. Ведь они там беззащитны…
Опубликовано в «Мурманском вестнике» 24.05.2013 г.