Екатерина Сулайманова
Курлек, Томский район. 36 км от Томска
А вы знали, что Курлек — это настоящий рай для грибников? Речь даже не об обычных рыжиках, груздях или белых грибах, здесь можно найти настоящие шампиньоны сорта Сантана! Причем как летом, так и зимой. Их выращивает на своей семейной грибной ферме Юлия Михайлова.
Видео: https://vk.com/video-29645046_456240671?list=ln-3sd17WSw8znLiHwbPO
Причем начинала предпринимательница с обычного гаража и Новосибирского компоста. А также килограммов первых потерянных урожаев. Ведь грибы — это настоящая наука. И чтобы вырастить их, нужно много любви, труда, знаний и веры в себя. Их Юля смогла обрести за годы и сейчас делится с нами в проекте «Хороший малый».
На подоконнике масштабов не достичь!
Любовь именно к шампиньонам Юля привезла в Томск из восточного Казахстана, где родилась. Просто там, кроме шампиньонов, съедобных грибов почти не росло. Мама была агрономом-селекционером и выводила новые сорта пшеницы, именно она привила дочке любовь к природе.
Юля с детства бывала с ней на опытном поле, интерес к биологии рос. Однако волей судьбы учиться Юля поступила на совсем иное направление в Томск — «Проектирование, строительство, эксплуатация мостов, тоннелей и метрополитенов». Там же встретила мужа, с которым вместе до сих пор и который во многом стал опорой не только семьи, но и всего бизнеса.
«Когда мы поженились — у нас не было буквально ничего. Это теперь у нас трактора, машины, дом двухэтажный, пусть и в процессе ремонта. Потом у меня появилась прекрасная дочь. Но это был момент, когда нужно было вставать на ноги, строить дом, покупать машину. Я пошла в торговлю и практически пропустила ее детство. Она росла, мы с мужем работали. А потом в нашей семье — это уже было в осознанном возрасте — появился сын. И я поняла, что не хочу повторить ситуацию с дочкой, и потихоньку начала думать, как жить дальше, не провисая в финансовых вопросах, и находиться рядом с семьей», — рассказала Юля.
Направление для развития определил переезд в Курлек: впервые Юля побывала там у родственников в 2000-м году. Место так понравилось, что спустя пять лет семья переехала туда и начала строить дом, ходить за грибами в лес. Юля вспомнила, как же любила «тихую охоту», вот только разбиралась она на тот момент только в шампиньонах.
«Я набирала котомки грибов, приносила их родственникам, они разбирали… и выкидывали большую часть того, что я насобирала — несъедобные! Я начала потихоньку разбираться. В 2000-м году не было ни телефона, ни интернета, где бы я могла информацию посмотреть. Какие-то журналы, календари грибные смотрела. А уже спустя время нашла ролик, где замечательный дедушка перекручивал грибы в мясорубке. Естественно, я дождалась как пойдут грибы в лесу, набрала, заквасила. В итоге грибы выросли. Четыре штуки. Спустя пару лет. Но я, во-первых, поняла, что хочу выяснить причину, и начала собирать информацию про грибы», — рассказала Юля.
Выращивать наша героиня решила любимые шампиньоны, как один из самых культивируемых грибов. Перелопатила кучу книг, сайтов, вступила во все чаты и телеграм-каналы России по грибам. Спустя полгода поняла: на подоконнике желанных масштабов не достичь…
Первая тонна компоста и гибель первого урожая
Нынешние климатические камеры Михайловых — это очень сложная система, в которой растут грибы. Однако начиналось все не так. И начать Юля боялась долго: посадочный материал стоил дорого, да к тому же купить его можно было только далеко от Томска: в Туле и Удмуртии.
«Муж все говорил: «Почему не начинаем? Ты постоянно смотришь, читаешь, столько времени на это тратишь — либо да, либо нет». И тут случайно на «Авито» он видит, что в Новосибирске продают тонну ижевского компоста. Мы садимся в нашу машину, едем и покупаем эту тонну. Как оказалось, у абсолютных дилетантов, которые рискнули и привезли этот компост через всю Россию, но не рассчитали, сколько нужно, и у них осталось лишнее. Но это стало недостающим фрагментом пазла: у нас было на чем, на что, было желание и минимальный набор знаний. И когда мы везли этот компост, я осознала: а куда мы его везем? В погреб нельзя, грибницы нет», — вспоминает Юля.
Муж вновь не позволил сдаться: первый урожай рос в гараже, систему делали из подручных средств, всю грибницу строил своими руками глава семейства. Поднять грибы получилось: урожай покрыл компост ковром. Семья пригласила друзей отпраздновать успех. Но в один из дней, когда Юла пришла с работы, грибы… погибли.
«Это сейчас я знаю: гриб должен расти свободно. Когда мои шампиньоны доросли до определенного уровня, они просто воткнулись шляпками друг в друга, углекислый газ от компоста превысил концентрацию, и они задохнулись. Это было больно, страшно. Казалось — все, у меня больше никогда ничего не получится. Но это позволило сделать выводы, сесть за книги, поднять кучу вопросов в грибных чатах. Появилось вот это чувство: «Я должна это сделать». Потом снова неудача. И потом еще раз. И когда я приходила домой в слезах, меня встречала моя семья. Дочь говорила: «Ты никогда не начинаешь с нуля, ты начинаешь с опыта!». А муж говорил: «Заработаем еще!», — поделилась Юля.
От гаража к климатическим камерам
В какой-то момент у Юли начало получаться. А еще спустя время и гараж стал тесен, из-за грибной влажности уже рисковал рухнуть. Так что Юля пошла за поддержкой, чтобы развивать производство на другом уровне.
«Волей случая мне посоветовали обратиться в социальную службу, где есть программа поддержки малого бизнеса путем получения социального контракта. Я снова вернулась в свою «девочку», которая всех боится. Какой бизнес-план»? У меня никогда не было ни планов, ни бизнеса! Что я могу написать? Муж не дал соскочить, так что я снова села за книжки, смотрела примеры других бизнес-планов. До этого я получала только удовольствие и убытки. А тогда систематизировалось, как я буду получать прибыль. Все-таки социальный контракт — это отчет за полученные деньги», — поделилась Юля.
Месяц работы дал плоды: Юля с супругом поняли, какое помещение хотели бы оборудовать, чтобы держать его под постоянным контролем. В итоге Юля подготовила и подала документы, и на защите перед комиссией страх уже сменился уверенностью, ведь начинала предпринимательница не с нуля, а с уже готовыми результатами и урожаем.
«Даже если бы я не получила деньги, я бы тогда пошла дальше. У меня за спиной были мои грибы и уверенность, что я смогу. И в тот момент, когда я начала выступление перед комиссией, я поняла: они мои. Увидела, что люди в восторге от этого чуда, которым мы своими руками можем управлять. На полученную помощь мы построили первую часть нашей грибницы, а вторую камеру создали на собственные средства», — рассказала грибовод.
Секреты грибов: как устроена грибная ферма
На грибной ферме Юли — две климатические камеры, которые дают урожай в разное время. В обеих на железных стеллажах находятся импровизированные грядки с компостом (субстратом из соломы) и мицелием, где и зреют малыши-шампиньоны. Самое удивительное то, что в этих камерах можно создать любую погоду, которая нужна грибам. Например, устроить жаркий, влажный июль с температурой 23 градуса. А потом «включить» холодный август с ветрами, сухим воздухом и похолоданием по ночам. Так запускается рост грибов. Камера хорошо держит температуру и влажность, как термос.
«Это — наша любовь и радость круглый год. Чаще всего мы останавливаемся на август, потому что домашними земледелием тоже занимаемся, живем почти в лесу, и грибы в августе просто стеной. За это время делаем ремонт в камере, дома, ездим отдыхать. Но когда волна идет, мы шесть суток почти не спим, чтобы не потерять урожай. На сборе помогают семья, друзья, справиться в одного проблематично. Я им очень благодарна, и у них в моей грибнице пожизненный безлимит! Не кондиции у нас нет, это — мой принцип. Если не отправляем клиенту свежим — то сушим, маринуем, производим сухие супы, либо едим, если совсем кривой-косой вышел», — рассказала Юля.
Грибам, чтобы вырасти, нужно 30-35 дней, а весь цикл длится около двух месяцев. И каждый день — свои дела. Посадочный материал находится здесь от 16 до 18 дней, и в течение двух недель субстрат заражается мицелием, его рыхлят, чтобы ничего не гнило и не горело. Потом спустя две недели с рыхления наносят стерильную покровную почву. Выглядит как навоз, но ничего постороннего здесь и в помине нет, чтобы не навредить культуре. В одной камере две-три тонны компоста. И он здесь — главный герой.
Так, например, в камере можно завязать разные поколения грибов, «играя» с температурой. Все вручную, чтобы максимально контролировать процесс. Во многом секреты Юля почерпнула из настоящей Библии грибовода: голландкой книги «Сигналы грибов». Отсюда по ферме развешаны шпаргалки, что и как делать в каждый из периодов. Ими пользуется дочь Юли, которая иногда присматривает за грибами, когда Юле с мужем нужно ненадолго уехать.
«Когда ты читаешь в первый раз — ты не понимаешь ничего. Вроде как что-то выписываешь. Но сейчас я понимаю, что несколько лет назад зацикливалась не на тех вещах. Мне было важно, чтобы у меня были датчики, приспособления. На самом деле вместо увлажнителя мне достаточно двух ведер воды на пол. И ничего такого. Даже в нашей грибной аптечке только соль и спирт», — отметила Юля.
«Эти грибы мы едим сами, они очень вкусные в любом виде: сырыми, сушеными, жареными. Бывает, мне звонят, спрашивают: «Я их отварила, что дальше?» Я говорю: жарьте. Но в следующий раз не отваривайте, вообще обалдеете. Я знаю много разных рецептов приготовления шампиньонов, но все равно самые вкусные — которые в детстве готовила моя мама: на старой чугунной сковородке жарила, добавляла настоящей домашней сметаны, чуть чеснока. Это — самое вкусное», — поделилась Юля.
Не разбогатею быстро, но занимаюсь любимым делом
Даже приложив огромное количество усилий и знаний, гарантировать урожай нельзя. Сколько грибов получится в итоге — это лотерея, которая зависит от многих факторов и условий. По оценке специалистов-грибоводов, снять за один грибной цикл можно до 35% грибов от веса компоста. У Юли минимально получалось 18%, хватило, чтобы покрыть расходы. Но чаще всего с одной тонны компоста выходит 250 килограммов грибов.
«Если я, продав все грибы, зарабатываю 180 тысяч, из них 100 — покрытие расходов, плюс электроэнергия, остается 80 тысяч. Так как разговор о двух месяцах – рассчитываю на 40 тысяч в месяц при нормальном раскладе. Это не быстрые деньги. В этом объеме ввиду моих возможностей я не разбогатею быстро. Но я буду иметь средний по Томску стабильный ежемесячный заработок и каждый день ходить на любимую работу, видеть любимую семью, каждый день заниматься любимым делом, это не стоит никаких денег и подсчетов. Я каждый день счастлива», — поделилась Юлия.
Сейчас о грибной ферме и ее продукции знают не только друзья семьи, но и многие томичи. Опыт работы в торговле помог Юле налаживать связи, находить общий язык с людьми, рассказывать о своих грибах и передавать этот огонь восторга и удовольствия, который ярко горит в нашей героине.
Также во многом развитию помогли и вызовы: тот же социальный контракт позволил обрести уверенность в себе, увидеть свое хобби в цифрах и отнестись к нему как к бизнесу. Юля развивает и свои компетенции как грибовода: посещает крупные предприятия России, общается с успешными в этой сфере людьми, узнает зарубежный опыт и пользуется любой возможностью узнать и увидеть о любимых грибах что-то новое.
«Я получаю снова этот поток восторга и понимание: да, в этом возрасте возможно найти свое дело и стать счастливым здесь и сейчас. Чего я вам и желаю!», — подытожила Юля.
Источник: https://www.tomsk.ru/news/view/griby-eto-nauka-kak-sozdat-biznes-na-shampinonah-v-tomskom-sele