26 мая 2018
Фото: bodsa/pixabay.com
Каждую весну в Томской области просыпаются они — бурые медведи, прекрасные и ужасные. Сообщения о встречах с медведями немного похожи на сводки полиции: напугали, украли, разломали, покалечили. О том, как живет в томских лесах опасный зверь, что влияет на его поведение и как людям соседствовать с хищником, Tomsk.ru рассказал главный эксперт по медведям, замначальника областного департамента охотничьего и рыбного хозяйства Константин Осадчий.
Мигранты-вредители
Медведей в Томской области много. Даже слишком. По данным учета в 2017 году, расчетная численность медведей на территории Томской области составляет 9425 особей. По сравнению в 2016 годом эта численность немного возросла. В 2016 году было 8744 медведя. Получается, за год в регионе медведей стало больше на 700 особей.
Впрочем, сказать, что медведей год от года становится больше на несколько сотен, охотоведы тоже могут — вот уже несколько лет подряд, благодаря миграции и естественному приросту, количество медведей в Томской области колеблется в пределах 8-9 тысяч особей.
Однако 9000 — это слишком много для нашего региона. Оптимальная численность — не более 6000 медведей. Но несколько лет назад сильные пожары в лесах Красноярского края буквально пригнали спасающихся от огня животных в томскую тайгу, и с тех пор удерживать популяцию этих медведей в пределах нормы не получается.
Единственный способ хоть как-то отрегулировать численность животных — это отстрел. Причем отстрел в очень серьезных масштабах: не менее 500-800 штук ежегодно. Но, по словам Константина Осадчего, желающих добывать медведей среди охотников мало. За последние три года охотники отстреливают не больше 300 особей за сезон.
«Бурому медведю очень удобно жить в лесах Томской области. Естественных врагов у них здесь нет, добыча — практически всегда есть. Это, наоборот, они самые первые враги — большая численность медведей плохо отражается на популяции лосей. Жертвами хищников чаще всего становятся молодые телята и самки лосей. Бывает, что крупные звери добывают самцов лосей», — сообщил Константин Осадчий.
Еще одна проблема, которую создают чрезмерно расплодившиеся «косолапые» — гибель домашнего скота. Такие случаи периодически происходят каждое лето, когда быки и коровы на вольном выпасе забретают в лес. Сами медведи к селам выходят значительно реже. Тем не менее, охотоведы Томской области ежегодно фиксируют от 30 до 50 сообщений о выходах медведей к населенным пунктам. В большинстве случаев сельские жители сообщают о следах хищников, но иногда охотникам приходится действительно выслеживать и убивать «обнаглевших» хищников, которые повадились бродить по помойкам или нападать на скот.
Звериный цикл
Хотя медведи выходят к людям не так уж часто, у каждого жителя Томской области, который заходит в лес, есть вероятность встретиться с медведем. И это нормально, считает Константин Осадчий, потому что в лесу «косолапый» на правах хозяина.
«Лес — это естественная среда обитания бурого медведя. Поэтому каждый, кто заходит в лесную зону, неважно, близко ли она к городу или, наоборот, в самой глуши, рискует встретить медведя», — отмечает Осадчий.
Бурых медведей часто видят вахтовики и водители в северных районах Томской области, жители сельской территории Колпашевского района. Часто замечают медведей и вблизи Томска, например, на 86-м километре в Томском районе.
По данным сотрудников департамента охотничьего и рыбного хозяйства, в Томской области нет таких определенных мест, где медведи бы водились всегда и мест, где медведей бы не было никогда. Этот хищник склонен к миграции и может спокойно преодолеть несколько десятков километров за несколько часов поиска пищи. А в ягодных и рыбных местах медведи и вовсе могут собираться группами и питаться, особо не конкурируя друг с другом.
При этом, если медведь, выходящий к сельским поселениям, буквально грабит, рушит и уничтожает имущество местных жителей, то люди, приходящие в лес, зачастую отбирают еду уже у медведей. Собиратели колбы, ягод, грибов, орехов — это его прямые конкуренты, претендующие на провиант. Поэтому яростно защищать свои кормовые запасы у зверя причины есть.
«Медведь — это вообще такое животное, у которого все завязано на поисках пищи, и на конкуренции за нее. Он постоянно передвигается в поисках пищи, его поведение меняется в зависимости от того, голоден или сыт зверь, он способен за километры чувствовать запах еды. Конечно, он будет ее отстаивать. Если медведь заметил человека недалеко от своего «тайника» со съестными припасами, то он обязательно нападет. Или вот, например, этой весной медведи голодные. Проснулись они, как обычно, в апреле, за неделю истощили запас подкожного жира, а из-за холодов в лесу, единственная еда, которая у них есть сейчас — это колба. Конечно, у собирателей колбы сейчас большая вероятность встретить голодного и агрессивного зверя: они же у него единственное питание, фактически, крадут», — сообщил Осадчий.
А вот летом при встрече в малиннике с собирателями ягод медведь уже может и не быть таким агрессивным. По словам Константина Осадчего, было множество случаев, когда с одной стороны кустов малину собирали люди, а с другой — медведь, и, сталкиваясь чуть ли не нос к носу, бросались в растерянности бежать в разные стороны.
Вообще, жизненный цикл у медведя довольно простой, и тем, кто его знает, проще предугадать поведение хищника.
«С ноября по апрель бурые спят в своих берлогах. За это время у медведицы появляются два-три медвежонка. Маленькие, слепые, которые питаются ее молоком. К моменту выхода из берлог это уже окрепшие малыши, о которых самки очень заботятся. Встретить медведицу с медвежатами — это практически 100 % гарантия нападения. Конечно, она будет защищать своих детенышей. В мае медведи голодные, они постоянно ищут еду, и шансы, что хищник может расценить человека как свою добычу и начать преследовать, велики. Летом они относительно спокойные. Но в июле у них начинается брачный период. Тому, кто станет случайным свидетелем спаривания или ухаживания медведей, очень не повезет — обязательно нападут и самка, и самец. А осенью поведением медведей вновь управляет голод: они нагуливают жир перед зимней спячкой. В этот период в тайге не так просто встретить еду, поэтому случайного человека хищник тоже может расценить как вероятную добычу», — объяснил эксперт.
Лесные хулиганы
Впрочем, объясняет Константин Осадчий, хотя у бурых медведей и есть некий жизненный ритм, как поведет себя та или иная особь при встрече, предсказать невозможно. Так же, как и люди, медведи бывают нервные, агрессивные, трусливые, любопытные, ленивые, и даже крайне флегматичные. Да и вообще, порой своими повадками «косолапые» напоминают заправских гопников.
Так, в Томской области было множество случаев, когда медведи натурально воровали еду у туристов и вахтовиков. Не хуже «домушников» вламывались в опустевшие дачные поселки и разграбляли погреба в поисках снеди. В прошлом году медведи повадились «заглядывать на огонек» к дачникам, жарящим шашлык. А уж попрошайки-вымогатели из «косолапых» получаются высококлассные.
«Года два-три назад в сети появилось множество видео с одной из трасс на окраине Томской области, где водители весело подкармливают медведей, не выходя из машины. Одна самочка с маленькими медвежатами так и вовсе приноровилась к попрошайничеству: сама сидела вдалеке и наблюдала, как мелких медвежат подкармливали люди. Это все, конечно, смотрится очень мило. Но ведь никто же не осознает, насколько это опасно. Это дикий зверь, его близко подпускать нельзя», — рассказал Осадчий.
Любого неосторожного движения, по мнению эксперта, хватит для того, чтобы идиллия с кормлением «милых мишек» превратилась в трагедию. Если медведю не понравится угощение, и внимание привлечет какой-нибудь пакетик в глубине салона машины, силы животного вполне хватит для того, чтобы одним ударом вырвать дверь автомобиля и вломиться внутрь — за пакетиком. А крики и испуг людей только пробудят агрессию. Да и сидящая вдалеке медведица не так уж безопасна для водителей. Достаточно, чтобы ее медвежонок хоть чуть-чуть испуганно вякнул — и разъяренная мамаша в два четырехметровых прыжка примчится «покарать» обидчиков.
И городские похитители
Но, если медведи и совершают хулиганские набеги на человеческую среду обитания, то люди ведут себя по отношению к медвежьему роду и вовсе как заядлые уголовники. И речь не об охотниках и браконьерах, которые целенаправленно берут в руки оружие, а о «добрых» людях, которые частенько похищают из леса медвежат, отбившихся от самки.
По словам Константина Осадчего, до недавнего времени ежегодно «добросердечные» люди притаскивали из леса по несколько маленьких медвежат в год. А потом не знали, куда пристроить осиротевших и беспомощных детенышей.
«Приходилось договариваться с северских зоопарком о «пристрое» для медвежат. Но эту практику пришлось прекратить три года назад, когда ужесточился закон о содержании диких животных. Теперь приходится советовать таким доброхотам просто выпускать обратно детенышей в лес. Выживут — их счастье. Не выживут — ну что же, это тайга, здесь все вынуждены выживать», — объясняет эксперт.
Гораздо трагичней складывается судьба детенышей, которых похитители решают оставить себе в качестве домашнего животного. Стихийные «домашние зоопарки» в деревнях и при забегаловках на дорогах становятся настоящей пыткой для животного: ведь из милой «плюшки» размером с небольшую собаку очень скоро вырастает большой зверь. И этот зверь вынужден жить на цепи или в тесной клетке, питаться тем, на что люди расщедрятся, и тихо сходить с ума от таких условий.
Владельцы таких «спасенных» медвежат совсем не думают о безопасности своей семьи, соседей, да и просто посторонних людей, помещая медведя на дворовое содержание, как собаку. Причем «грешат» таким не только деревенские, но и городские жители. К примеру, несколько лет назад Константину Осадчему довелось встретить медведя на цепи в частном секторе Томска. И только чудом ему и участковому пришлось избежать нападения — мужчины успели отскочить, и зверю не хватило длины цепи, чтобы добраться до жертв.
Нос к носу
В мире существует множество советов о том, как вести себя человеку при нечаянной встрече с медведем. И не один из них не является стопроцентно верным, заявляет Константин Осадчий. Как себя поведет медведь, зависит от множества факторов, начиная от того, голоден ли зверь, до того, что сам человек может потревожить и испугать хищника. В открытом столкновении с медведем у человека практически нет шансов: человек в два раза меньше, в три раза легче медведя, у него нет пятисантиметровых когтей и клыков. Убежать тоже не получится: бегают люди медленнее медведей, которые способны развивать скорость до 60 километров в час, прыгают — хуже, плавают и залезают на деревья тоже хуже. По сути, единственная надежда человека, который залез от медведя на дерево — это то, что зверю просто будет лень залезать следом. Притвориться мертвым, как советуют в некоторых книгах — тоже плохая затея, уверен Константин Осадчий. Нужно иметь очень крепкие нервы и хорошую выдержку, чтобы, не паникуя и не выдая своего сознательного состояния, позволить хищнику обнюхать себя, пару раз потрогать лапой. Да и надолго ли хватит этой выдержки, если медведь действительно сочтет человека мертвым, ухватив клыками, потащит прихоранивать так удачно найденную тушу?
Поэтому, по мнению Осадчего, при встрече с царем сибирской тайги лучше конфликта избегать. Вовремя уйти с тропы, не приближаться к медвежатам, вообще не делая никаких резких движений в их сторону. А еще лучше при заходе в лес держаться группами, громко разговаривать и всячески шуметь, предупреждая хозяина леса о присутствии непрошенных гостей.
«У медведей заложен генетически страх перед человеком. Они умные животные и знают, что от большой группы людей, которые пахнут костром, железом, шумят и бренчат, может исходить опасность. Поэтому встречи с человеком постараются избежать. Но и людям нужно быть осторожнее: увидели следы зверя на тропе — уйдите с этой местности», — говорит охотовед.
Впрочем, в последнее время охотоведы в Томской области все чаще отмечают изменение в поведении бурых медведей. Зверей больше не пугают дороги и автомобили, шум механизмов и запах солярки. Они смело выходят на трассы и бродят рядом со стоянками вахтовиков. По мнению экспертов, такое поведение хищников — естественный процесс приспособления животных к новым условиям. Человек год от года все больше теснит зверя, залезая во владения медведя. А это значит, что соседство двух разных миров становится теснее, а значит, встречи, конфликты и столкновения интересов будут происходить чаще.
Екатерина Бухтиярова