7 декабря 2013
«Амурская правда» открывает новый проект по истории родного края
Грибское было основано в 1901 году и стало казачьей станицей. Фото: Сергей Лазовский
«Культурная суббота» начинает новый проект — «Имена на карте». Журналисты изучат историю сел, улиц и городов нашего региона через призму современности. Остались ли следы прошлого в жизни людей сейчас, знают ли амурчане историю образования своего села, города или улицы, на которой живут. Также мы попробуем раскрыть все исторические секреты малой родины, обратившись к краеведам, археологам и архивам.
В этом материале читайте об истории села Грибского Благовещенского района, которое расположено в 20 километрах от областного центра.
«У вас что, грибов много?» — слышу я от новых знакомых на протяжении всей жизни, стоит мне только сказать, что я родилась и выросла в селе Грибском. Причем чаще всего это говорят люди, имеющие за плечами высшее образование. Увы, историю родного края и даже собственной малой родины сейчас знают немногие. Иной раз я отшучиваюсь или молчу, хотя со школы топонимику родного села знаю.
Как удалось выяснить у местных жителей, грибным местом село когда‑то было.
— Лисички, подосиновики, грузди, — вспоминает то ли в шутку, то ли всерьез мой сосед Павел Ложков. — Ну а вообще слышал, человек тут какой‑то был. Может, и Грибоедов. Поэтому так и назвали.
— Ой, грибов было много! — подхватывает Наталья Сорокина, которая считает себя старожилом — росла в Грибском с пяти лет. — Мы раньше в речке нашей Алим купались, а рядом роща — красота! Грибов, орехов, ягод — всего полно. Вот по‑детски мы и решили, что поэтому село Грибским назвали. Жалко, от рощи той ничего сейчас не осталось.
— Не знаю, почему так назвали, — разводит руками Николай Шубин. — Слышал только, что в роще на въезде в село китайское кладбище было. Ребята рассказывали, что монеты там находили, те самые — с дырочками, черепки всякие.
Эту историю с кладбищем, только не китайским, а маньчжурским, я тоже помню с детства. Людские толки доносили, что в окрестностях нашего села не раз находили людские черепа. Многие считали, что Грибское обречено на страдания, так как стоит на человеческих костях.
Из-за человека
— У нас в кабинете истории написано про человека, который основал село. Я не помню только его имя, — признается семиклассница Настя. — Даже фотографию его видела. А вот Дроново рядом, говорят, раньше вообще без названия долго было.
— Это из‑за человека так назвали, — уверена Аня из 6‑го класса. — Мы еще во втором классе про него читали.
— Да, может, это глава села был и звали его Грибский, — кивает Анина одноклассница Настя.
В группе третьеклассников ответить, откуда пошло наше село, мне не смогли. Зато хором ахнули, узнав, что Грибскому уже 112 лет.
— В честь Грибского, он был какой‑то военный, — подсказывает 9‑классник Даниил.
— Не знаем, наверное, потому что здесь Грибская школа, — предполагает ученица 4‑го класса.
— Нам рассказывали на уроке, но я забыла, почему, — пожимает плечами другая девочка.
Пообщавшись со школьниками, я порадовалась — про грибы никто из них не вспомнил. В отличие от многих взрослых, дети знают, что родное село носит имя известного в истории Приамурья человека.
— Село назвали в честь генерала, казака Константина Грибского, — поразил меня знаниями 7‑классник Рома Кузнецов. — Все казаки, которые жили здесь, были посланы из Москвы. Первой, кажется, была основана улица Центральная. Здесь был маньчжурский клин, да? Всех китайцев, даже невоевавших, отправляли за Амур. Те, кто не доплывал, тонули, кто доплывал, тот доплывал. Я ходил на кружок по изучению истории нашего края, там я и узнал об этом.
— Всегда увлекалась краеведением, — улыбается руководитель кружка «Тропинками родного края» Наталья Константиновна Андросова. — У нас много проектов с детьми, начиная с 1‑го класса готовим презентации о своей семье, о жителях Грибского, о названиях улиц. Сейчас собираем материал для изготовления макета казачьего подворья. Материалы используем разные — начали с изготовления горшков из папье-маше. Главное, чтобы детям было интересно.
Историческое место
Рома, которому запали в душу занятия с Натальей Константиновной, абсолютно прав. Грибское, которому в этом году стукнуло уже 112 лет, названо в честь военного губернатора и командующего войсками Амурской области, генерал-лейтенанта, наказного атамана Амурского казачьего войска со 2 июля 1897 г. по 21 февраля 1902 г. — Константина Николаевича Грибского. Причем с этим именем, а также с зарождением села связана не самая красивая страница в истории нашего края.
— Имя военного губернатора Константина Грибского связано с так называемым «боксерским» восстанием (восстание ихэтуаней), — говорит заведующий кафедрой истории России БГПУ кандидат исторических наук Олег Шеломихин. — Причем боксерским оно названо по характерному жесту борцов за свободу. Это освободительное национальное движение против поработителей — не только русских, но и немцев, и англичан, французов. Оно зародилось в Китае в провинции Шаньдун и постепенно добралось до провинции Хэйлунцзян, столицей которой тогда был город Цицикар. В 1900 году с того берега Амура начался обстрел, и Грибский успешно руководил обороной Благовещенска. В то время на территории Благовещенска были китайские кварталы, Айгунский договор 1858 года определил место на левом берегу Амура вниз по течению от устья реки Зеи, где проживали подданные Цинской империи — маньчжуры. По разным данным, количество их составляло от 15 до 35 тысяч человек. На территорию этого маньчжурского клина русские нередко ездили отдыхать, как мы сейчас ездим в Хэйхэ.
Переживая, что поднимется внутреннее восстание, добровольцы собрали маньчжуров, вывезли их в Верхнеблаговещенское и заставили переправляться на ту сторону под оружейным огнем. С китайской стороны решили, что плывут русские десанты, и открыли ответный огонь. Люди оказались под двойным обстрелом, из 4 тысяч если сотни две переплыло, то хорошо. Те дни были названы позорными днями Благовещенска. Губернатор Грибский, может, и не отдавал приказ по поводу этого выселения, однако он, скорее всего, сделал это через своих подчиненных или закрыл на это глаза.
Таким образом, при Грибском был ликвидирован маньчжурский клин, Грибский сыграл большую роль в заселении этого района казачьими войсками. Главным образом это были казаки Донского войска, Кубанского и Оренбургского. Они и заселили Грибское, в это же время появились Волково и Гродеково. В советское время казаков выселили, и, скорее всего, потомственных казаков там не осталось, отметил Олег Анатольевич.
Что касается легенд по поводу захоронений, то Благовещенский район изобилует археологическими памятниками. Поэтому неудивительно, что в окрестностях Грибского попадаются исторические находки.
— Археологических памятников в этих местах очень много, но исторических, внесенных в реестр и охраняемых государством, гораздо меньше, — отметил директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков. — Реестр составлялся в советское время, и нового пока нет. Мы подготовили археологическую карту всей области, но так и не выпустили ее, опасаясь, что она станет пособием для «черных археологов». Бугор, где расположены села Волково, Грибское и близлежащие села, — древний берег реки Зеи, где располагались поселения неолита и палеолита.
***
Во время подготовки материала корреспонденты обнаружили крест, установленный в окрестностях села Грибского. Он посвящен памяти павших повстанцев Зазейского восстания 1924 года. Это еще одна памятная страница в истории родного края — антисоветское вооруженное восстание амурских казаков и крестьян, поводом стало увеличение продовольственного налога. По чьей инициативе установлен крест, выяснить не удалось. Соответствующий запрос направлен в Благовещенскую епархию.
Кстати
Как сообщает топонимический словарь Амурской области Мельникова, сменявшие друг друга губернаторы и войсковые начальники оставили немалый след в названиях сел Приамурья. Так появились Корсаково, Буссе, Гродеково, Духовское, Корфовский, Грибское, Аркадие-Семеновка, Лазаревка, Арсентьевка, Валуево, Путятино, Таскино.
15 тысяч маньчжуров проживало на территории маньчжурского клина, по данным историков. Некоторые считают, что их было не меньше 35 тысяч.