Для походов за брусникой бывший колхозник собрал болотоход

22 сентября 2014

В хороший сезон Олег Кулагин зарабатывает на ягоде до 60 тысяч рублей

 

По ягоды и грибы Олег Кулагин ходит как на работу. В хороший год любитель лесного урожая только на бруснике и голубике зарабатывает до 60 тысяч рублей. Заняться подобным ремеслом пришлось лет 20 назад не от хорошей жизни — дипломированный комбайнер пошел в леса после развала колхоза.

Вездеход Кулагиных следов не оставляет.

Вездеход Кулагиных следов не оставляет.

УРОЖАЙ НЫНЧЕ ЖИДКИЙ

— В шесть утра корову доим, молоко приемщикам сдаем, берем ведра и едем в лес. До вечерней дойки успеваем по ведру, а то и по полтора набрать, — рассказывает житель села Романкауцы Олег Кулагин. — Семейный подряд — я, жена и дочки. Весь август и половину сентября в таком режиме живем. Я ради этого на основной работе даже отпуск беру.

Сегодня у него вновь есть рабочее место в виде тракториста в Мазановском охотпромхозе, однако страсть к ягодным походам никуда не делась. Переживая нелегкие времена развала советских колхозов, Олег Тимофеевич брался за любой труд. Выживать большой семье на безденежье очень тяжело.

— Хочешь, чтобы сыр во рту был, нужно шевелиться, — почти по-философски замечает мазановский ягодник. — Дочки в городе учатся, а город сам знаешь — деньги требует.

2000

рублей — средняя цена ведра голубицы в Благовещенске, в Мазановском районе — в два раза меньше

Сколько ягоды он собрал за два десятилетия, сейчас не сосчитать. Масштабы деятельности можно измерять хорошими автомобилями. Правда, в последнее время урожай мало радует. Вот и нынешний год, говоря профессиональным языком, выдался «жиденьким».

— Ведер двадцать голубики всего набрали — это очень мало, — сетует Олег Кулагин. — А брусники совсем нет. Не знаю, с чем связано. Может, пожары виноваты, а может, наводнение. В прошлом году совсем ничего не набрали: дожди проливные шли, всю ягоду на кустах обсыпало, а с земли уже собирать не будешь — товар скоропортящийся. Его рвать надо и желательно в тот же день продавать.

ВЕЗДЕХОД ДЛЯ ЯГОДЫ

К планированию каждого сбора урожая он готовится основательно. Накануне выезда обзванивает возможных клиентов, расспрашивает жителей окрестных сел. В Благовещенск товар не возит — далеко и малорентабельно. В числе основных потребителей — ближайшие соседи.

— Конечно, тут каждая копейка считается. Затраты на сбор ягоды тоже нужно учитывать. Получается — съездишь в лес, десять литров бензина сожжешь, а наберешь всего три ведра. Никакой от этого выручки, — раскрывает секреты бизнес-планирования любитель ягод. — Опять же география имеет значение — на севере района лесная зона, там своей голубики хватает, а вот на юге ситуация иная. В основном туда поставляю.

Ведро ягоды обходится покупателю в Мазановском районе примерно в одну тысячу рублей. В областном центре ее стоимость удваивается. При этом не каждый решается везти в Благовещенск свой урожай. Слишком затратно по времени и горючему для автомобиля.

УНИКАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ В ПОМОЩЬ

Ради повышения эффективности труда Олегу Кулагину вместе с сыном пришлось решать транспортную проблему. Как правило, большинство ягодных полян — в местах труднодоступных, туда даже внедорожники не проходят. В течение десяти лет отец с сыном собирали вездеход собственной конструкции. В итоге получился болотоход, которому трудно отказать в уникальности. В качестве двигателя — мотор от старенькой советской мотоколяски для инвалидов. При этом слабосильный одноцилиндровый движок легко крутит четыре здоровых колеса от трактора «Кировец».

«Народ готов за тысячу рублей на диване сидеть, а я не могу помощников для сбора ягод найти».

— Пытался от «Москвича» мотор поставить, но там распределение нагрузки такое, что он все узлы рвет. Слишком мощный оказался. Пришлось поискать что-то полегче. Даже масса мотора имеет значение. Колеса тракторные мы тоже облегчили — два года с них лишнюю резину срезал. Все вручную делал, потому что фортуна сразу резиной забивается. Берешь большой острый нож, в солидол его макаешь — и пошел протекторы резать, — рассказывает предысторию сельский изобретатель. — Сейчас еще мост передний поменяем, и все четыре колеса будут ведущими. Давление на почву в десятки раз ниже, чем от ноги человека. По болоту пешком идешь — сапоги проваливаются, а машина наша летит и даже следов не оставляет. Я на ней даже сено заготавливаю. Очень полезная в хозяйстве вещь. Еще хочу гидроусилитель руля установить, и совсем красота будет.

Благодаря комплексному подходу Кулагины сбором ягод не ограничиваются. В лукошки идут грибы. Благо окрестности Мазановского района богаты на грузди, белые, подберезовики и подосиновики. За сезон таким образом можно заработать до 30 тысяч рублей. Если не сидеть дома, то на севере Приамурья вполне можно жить достойно, уверен наш собеседник. Здесь средства для заработка дает сама природа. Зимой Олег Тимофеевич выходит на большую охоту. Копытных и соболя в этих краях добывают почти четыре месяца.

НАПИШИТЕ В ГАЗЕТЕ — ПУСТЬ БИРЖИ ТРУДА ЗАКРОЮТ!

Ради подготовки к новому учебному году Кулагины продали на мясо одну из коров. Дети пошли на учебу как положено, обутые и одетые. Даже в таком удаленном от больших городов районе, как Мазановский, есть возможности для приложения рук, а безработица часто служит поводом для лени, считает Олег Кулагин.

— Напишите в газете, пусть биржи труда закроют, — просит мазановец. — Пока эта кормушка действует, здесь никакие госпрограммы не помогут. Народ готов за тысячу рублей на диване сидеть, а я не могу помощников для сбора ягод найти. Сколько звал — никто не хочет. Бензин мой, транспорт мой, прямо к ягоднику за 40 километров от дома доставлю и обратно потом верну. Предлагаю половину от каждого собранного ведра — это 500 рублей. Причем продажей сам занимаюсь. Нет желающих — все на бирже стоят. — Хочу еще туристической деятельностью заняться. Места у нас красивые, а я «на борт» своего вездехода до десяти человек беру. Вы, ребята, меня за тем поворотом высадите, а то мне еще на ночное дежурство сегодня. Сторожу одно хозяйство…

Общение с такими людьми всегда оставляет в душе удивление и гордость. Их десятилетиями вгоняли в безработицу, а они требуют прекратить выдавать пособия и субсидии. Сколько бывших колхозников, оставшись не удел, спилось, почернело, опустилось. А этот человек умудрился продолжить жить. На прощание Олег Кулагин говорит что-то дежурное про суетность жизни. Я с пониманием выдаю про необходимость поднимать детей.

— Ну да, без этого никуда, — выдает собеседник. — У меня же их пятеро.

http://www.ampravda.ru

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.