Пора, мой друг, пора… По грибы!

22 июля 2016

Александр ОСОКИН

Заведующий кафедрой ботаники УрФУ Виктор МУХИН. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

На Урале начался сезон так называемой тихой охоты. И уже зафиксированы первые случаи отравления лесными дарами. О том, как не оказаться на больничной койке, о многообразии и уникальности грибов мы поговорили с главным научным сотрудником Института экологии растений и животных УрО РАН, заведующим кафедрой ботаники Уральского федерального университета Виктором МУХИНЫМ.

— Виктор Андреевич, по каким причинам чаще всего происходят отравления грибами?

— Чаще всего люди путают съедобные и несъедобные грибы. Во-вторых, у каждого человека — индивидуальная реакция. Для кого-то съесть грибы — это вкусно и полезно, а кому-то это делать нельзя — организм не примет (нарушены функции желудка, пищеварения и т. п.).

— Тогда дайте совет: как отличить съедобный гриб от несъедобного?

— Надо просто знать: этот — съедобный, а этот — нет. Сегодня есть масса литературы с красочными иллюстрациями, можно изучить основные виды.

— Однако люди продолжают путать поганки и хорошие грибы. Например, опята часто путают с ложными…

— Если не уверены, не нужно собирать никакие грибы. Зачем всё подряд тянуть в рот?! Опята и некоторые другие виды действительно часто путают. Молодые люди — по незнанию. А пожилые впадают в другую крайность — считают себя большими специалистами и пробуют всё что ни попадя.

— Эксперты также призывают не собирать грибы вдоль автомобильных трасс, вдоль железных дорог…

— Конечно! Зачем пищевой продукт собирать на помойках? А обочина — это помойка: там и химическое загрязнение, и мусор. Нормальный человек за грибами туда не пойдёт. И не покупайте продукты у людей, не вызывающих доверия.

— А есть ли сейчас в регионе радиационное загрязнение? Или после аварии на «Маяке» в Челябинской области уже всё прошло?

— Мы делали замеры такого рода несколько лет назад. Серьёзных накоплений радионуклидов в съедобных грибах не обнаружено.

— Одна из лабораторий вашего института занимается изучением биоразнообразия растительного мира и микробиоты. Много ли разновидностей грибов у нас на Урале?

— Точно сказать нельзя. Ни в одной точке мира никто не скажет, сколько в ней существует грибов. Уверенно можно говорить примерно о тысяче видов, которые можно увидеть невооружённым глазом.

— Среди необычных грибов, которые находили на Урале, — трюфели…

— Вообще трюфели тяжело найти — они же под землёй. В Европе существуют вековые традиции по их поиску, приготовлению из них различных блюд. Французский трюфель (чёрный) имеет колоссальную стоимость: 200 000 долларов США за 200 граммов. За такие деньги там готовы весь лес перепахать. Хотя сейчас в Китае и в Австралии трюфели выращивают искусственно.

Несколько лет назад мне принесли белый русский трюфель. Его нашла молодая женщина в районе посёлка Мраморский. Но это единичная находка, трюфели редко у нас встречаются. Да особо никто и не ищет. Климат для трюфелей на Урале неподходящий. Но в последнее время отмечается распространение теплолюбивых видов в более суровых условиях.

— Виктор Андреевич, область ваших научных исследований — дереворазрушающие грибы. В чём суть ваших изысканий?

— Да, большая часть моей жизни посвящена изучению дереворазрушающих грибов (трутовиков, чаг и других). Чем они интересны? С одной стороны, их рассматривают как вредителей леса. Они вызывают разложение дерева и в лесах, и в постройках, и при хранении лесоматериала.

Но с другой стороны, дереворазрушающие грибы — невероятно важная группа организмов. Лес — это особая экосистема. Для того чтобы жизнь продолжалась, биомасса деревьев должна разлагаться. В лесу вы не увидите завалов из мёртвых стволов (только если после стихийных бедствий). Грибы — единственные организмы в современной биосфере, которые могут разлагать древесину, бактерии сделать это не в состоянии. Как известно, растения, в том числе и древесные, поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Углерод накапливается в древесине, и обратно его в атмосферу возвращают именно грибы. Выхлопные выбросы автомобилей и выбросы предприятий — далеко не главный источник углекислого газа на Земле. Именно грибы влияют на состав атмосферы, а значит, выполняют климаторегулирующую функцию. Вот так, казалось бы, простая штука — гриб, но с точки зрения экологии — биосферно значимая группа. Не будет грибов — не будет и леса.

— Какие ещё исследования, связанные с грибами, проводят в вашем институте?

— В институте экологии растений и животных УрО РАН есть направление, связанное с изучением микоризных грибов — грибов, которые вступают в симбиоз с корневыми системами растений. В нашей флоре микоризу (грибокорень) имеют 90% растений. Получается своеобразный двойной организм — растение плюс гриб. Микоризообразующие грибы — это белый гриб, подберёзовик, подосиновик и другие. Они вступают в симбиоз с древесным растением. Без них существование многих деревьев было бы невозможно.

А в УрФУ мы сейчас обсуждаем проблемы, связанные с использованием грибов в медицинских целях — в биотехнологиях для получения лекарственных препаратов. Дереворазрушающие грибы, например, обладают противораковой активностью. Трутовики в Китае и Вьетнаме уже давно используют как средство против рака.

— В Екатеринбурге и Свердловской области в последнее время активно внедряется промышленное производство шампиньонов и вешенок. Что вы думаете по этому поводу?

— Я много сделал для того, чтобы те же вешенки появились на прилавках наших магазинов. Я сам с удовольствием их покупаю. Шампиньоны хороши зимой, когда хочется свежих грибочков. А летом у нас есть прекрасная национальная традиция — ходить в лес за грибами. У нас море, огромное количество лесных даров.

— А вы нынче уже ходили за грибами?

— Ходил, но это были ещё сухие, жаркие дни. А вот сейчас, после дождей, думаю, будет масса грибов. Достаточно отъехать от города километров на двадцать, и можно собирать.

http://вечерний-екатеринбург.рф/ourcity/nature/29710-pora—moy-drug—pora…-po-griby!/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.