Грибы и личности. Юрий Поляков:»Люблю собирать грибы»

19 сентября 2017

Юрий Поляков: «Я против лабораторных пробирок, увеличенных до размеров доменной печи!»

Юрий Поляков: «Я против лабораторных пробирок, увеличенных до размеров доменной печи!»

238-й Театральный сезон в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова начался с премьеры —  спектакля Виталия Барковского «Как Боги», поставленного по одноименной пьесе Юрия Полякова. Пожаловал в Смоленск и сам драматург –  постановку посмотреть, со зрителями пообщаться.

Юрия Михайловича представлять не нужно. Всем и так известно: Поляков — один из самых читаемых писателей России, публицист, драматург и поэт, главный редактор «Литературной газеты».

В советские годы Юрий Поляков написал смелые, «цинично-реалистичные» повести «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа», которые по цензурным соображениям долго не выходили в свет. «Апофигей» и «Козленок в молоке», «Парижская любовь Кости Гуманкова» и «Небо падших» – каждое произведение Полякова в свое время производило эффект разорвавшейся бомбы. Полякова ругают, хвалят, его ставят в театрах, экранизируют, им восхищаются, его критикуют. Теперь и у смолян есть возможность приобщиться к драматургии последнего писателя великой советской литературной школы.

— «Сто дней до приказа» до конца досмотрели?

— Да! Там Елена Кондулайнен плавала голая в бассейне. Для конца 80-х — революционный экранный «оживляж»! Поэтому пришлось сидеть до конца – а вдруг Лена снова голая поплывет?

— Как вам катавасия с Алексеем Учителем?

— Увижу фильм, тогда и выскажу свое мнение. Я — православный человек, крещен в младенчестве. Извините, но «гнобить» режиссера за выражение его мыслей, даже не посмотрев картину, по меньшей мере, смешно. Сначала посмотрите, а уж потом и начинайте возмущаться! Дошло до того, что какая-то женщина заявила: «Смотреть «Матильду» не буду, я ненавижу Учителя!»

— Юрий Михайлович, герои ваших произведений – люди успешные, в частности, персонажи спектакля «Как Боги». Но на страницах ваших пьес они постоянно терпят моральный крах. Вам нравится мучить богатых людей, или на то есть еще какая-то причина?

— Нет, мне не нравится мучить богатых людей. Я вообще-то реалист: среди моих друзей и знакомых, заработавших большие деньги в 90-е, счастливых мало. Как правило, в их жизни происходят странные, порой мистические события, которые не приносят счастья их семьям и порой приводят к катастрофе. Такова жизнь, и я был далеко не первым, кто заметил эту закономерность. Беды, которые сулят людям «бешеные деньги», предвещали Островский и Горький. Я анализирую эту проблему на современном материале. Вот почему меня интересуют, как вы говорите, богачи. Привлекает позднесоветская эпоха, почти не описанная в литературе и не нашедшая отражение в театре.

Можно и про бомжей писать! Я родился в рабочей семье и знаю нравы низших слоев общества. Знаете, смешно читать повесть, в которой человек, выросший в профессорской квартире, описывает коммуналку.

Мне интересно другое: исследование второго пришествия капитализма и его представители, обладающие высокой витальной энергией. Кстати, они прекрасно осознают, что нажили богатство нечестным путем — в 90-х обогатиться иначе было невозможно. Отказ от моральных принципов, предательство…

Я и сам человек достаточно благополучный, нет у меня к зависти к обеспеченной прослойке общества. Просто рассказываю о том то, что вижу. Был у меня приятель в Англии, нефтяной магнат. Сделал колоссальное состояние! И вдруг неожиданно узнаю, что его сын разбивается на машине прямо напротив Триумфальной арки…

За два года до этой трагедии я приезжал в Лондон по писательским делам. Зашел ДК другу, вижу — выходит его сын и садится в спортивную машину. Номер на автомобиле «блатной»: «Russmen». Сердце кольнуло — возникло предчувствие: все это плохо закончится! Так оно и вышло. Невольно возникает вопрос: катастрофа, произошедшая с парнем, закончившим Оксфорд, – случайность? Или гибель перспективного молодого человека все-таки имеет косвенное отношение к нефти? Расплатой за обогащение отца нечестным путем?

— Над чем сегодня работаете?

— Заканчиваю новый роман, события которого разворачиваются в 1983 году. Взялся за описание жизни в так называемые «андроповские времена» намеренно. Надоели рассказы о тяготах «тюрьмы», где шаг вправо, шаг влево – расстрел. Нельзя напиться, нельзя влюбиться…

Однажды решил посмотреть какой-то фильм, даже названия не помню. Поразила сцена, в которой внук члена политбюро где-то в кулисах насилует балерину… Дурь! Я хочу написать, как было на самом деле.

— Хобби, увлечения?

— Я не охотник и не рыболов. Люблю собирать грибы. В романе «Грибной царь», — критики этого забавного нюанса почему-то не заметили, — все герои произведения, даже эпизодические, носят «грибные» фамилии. Я взял за основу выдумки имен собственных диалектные названия грибов. Есть у меня такой персонаж — Свирельник. Мало кто знает, что в глубинке так называют чагу. Кстати, все три президента – Горбачев, Ельцин и Путин — у меня тоже в романе были выведены под грибными фамилиями. Горбачев – Грибачев, Ельцин – Подъеловник, Путин – Паутинников. Представьте себе, есть такой гриб – паутинник! Когда книга готовилась в набор, дал прочитать другу, а тот смеется: «Я думал, что ты смелей. Взял бы, да и обозначил президентов под своими фамилиями!». Вообще-то я ничего не боюсь, но заботу друга учел: убрал «грибные» фамилии президентов, о чем теперь жалею – нарушил правила игры.
Автор: Анастасия Петракова

Читать полностью: http://www.rabochy-put.ru/culture/90706-yuriy-polyakov-ya-protiv-laboratornykh-probirok-uvelichennykh-do-razmerov-domennoy-pechi-.html

Рубрики: ГРИБЫ И ЛИЧНОСТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.