24 июня 2013
Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.
«Белые грибы» были приобретены полвека назад в частной московской коллекции. И покупали их как работу художника-пейзажиста Шишкина, что подтверждалось монограммой в левом нижнем углу этюда. Подлинное имя художника открылось только в 1974 году во время реставрационной промывки. В правом нижнем углу стояла подпись, сделанная коричневой краской: Г. Кондратенко. Судя по сохранившимся отзывам, художник Гавриил Павлович Кондратенко не только не гнался за званиями, но и занимался благотворительностью. В Петербурге он организовал выставку в пользу сестер милосердия и обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста». Инициаторами его создания явились российские деятели искусства. Но награды находили своего героя, и в 1875 году, когда художник обучался под руководством Клодта в Академии художеств, он получил шесть серебряных и малую золотую медали. Кондратенко представляет свои полотна на выставках в Императорской Академии художеств, в Обществе поощрения художеств, в Московском обществе любителей художеств, на Всемирной выставке в Париже (1900). Но была у Гавриила Кондратенко еще одна страсть — книжная иллюстрация. Так, в 1891 году он создает иллюстрации к пушкинской «Русалке». А уже в 1892 году его принимают в правление Товарищества иллюстраторов. И в 1914-1915 годах, он трудится над оформлением полного собрания произведений Лермонтова.