29 июня 2013
Фото: EPA
В ботаническом саду Рио-де-Жанейро Лариса Маршавина работает уже 10 лет. Любовь к растениям у будущего ботаника проявлялась еще в детстве, когда приезжала на лето к бабушке в Липецкую область, в село Долгое.
Лариса Маршавина: «Я помню, мама подарила мне книжку «Мир растений». Я носила ее повсюду, искала, как называется тот или иной цветок».
Потом была учеба в Тимирязевской академии и приглашение однокурсницы — дочери дипломатов — приехать на каникулы в город карнавалов.
Лариса Маршавина: «Меня поразило буквально все: пляжи, карнавал, самба, бразильцы, энергетика».
Родители подруги свободно говорили на португальском. Вернувшись в Можайск, Лариса стала учить этот иностранный язык сама. Получалось с трудом.
Лариса Маршавина: «Сейчас я свободно говорю на португальском, но вначале он мне не давался».
После трагической гибели родителей в авиакатастрофе Лариса осталась одна. Бывшая однокурсница вновь пригласила в Рио-де-Жанейро. Девушка сразу собрала чемоданы.
Лариса Маршавина: «Я не знала, что отправляюсь в Бразилию навсегда, не знала, но все-таки где-то в душе допускала эту мысль. В Можайске мне было очень тяжело».
В городе карнавалов подруга Ларисы помогла ей устроиться работать в ботанический сад.
Лариса Маршавина: «Быть рядом с растениями — самое большое счастье для меня».
Лариса вышла замуж за коренного бразильца, воспитывает двоих детей. Вначале бразильских соседей многое удивляло в нашей соотечественнице.
Лариса Маршавина: «Как-то ко мне зашла женщина из квартиры напротив. Мы ели щи. Она сказала, что суп можно есть только на ужин, все так делают. Когда я налила ей тарелку, она взяла и добавила туда макароны, и только потом съела и сказала, что понравилось».
Свою дочку Лариса назвала Людмила и очень удивилась, узнав, что это русское имя так популярно в Бразилии.
Лариса Маршавина: «Многих коренных бразильянок зовут Галина или Людмила. Еще вспомнила о соседях: как-то зашли соседи, а мы в тот момент ели селедку, они были в шоке, спросили: «Как вы можете есть сырую рыбу?»
Постепенно жильцы дома привыкли к особенностям своей русской соседки. Некоторые даже стали вместе с ней ходить за грибами.
Лариса Маршавина: «Бразильцы долго не могли понять, как я могу есть какие-либо грибы, кроме шампиньонов. А я с детства привыкла ходить за грибами. Недалеко от Рио растет гриб пьедади, или агарик бразильский, его можно собирать. Это, конечно, не белый и даже не опенок, но и не шампиньон».
Лариса очень рада, что каждый день общается со своими соотечественниками.
Лариса Маршавина: «Наши люди могут все: среди моих русских друзей есть врачи, строители, бухгалтеры, парикмахеры, музыканты. В общем, пообщаться есть с кем. А вообще лучше всех здесь себя чувствуют люди с «земными» специальностями, такие, как сантехники, электрики, плотники».
В Можайск Лариса прилетает дважды в год во время летнего и зимнего отпуска.
Лариса Маршавина: «Когда я приезжаю, встречаюсь с друзьями. Они как-то заметили, что встречаются только тогда, когда я прилетаю, чаще не получается из-за бешеного темпа жизни».
Дети Ларисы по субботам ходят в русскую православную школу и в кружок кройки и шитья, который ведут соотечественники.
Лариса Маршавина: «А еще есть русский театр, куда я хожу со своими подругами. Не все актеры там профессионалы, но это не важно. Все женщины приходят в театр нарядно одетые, в этом есть что-то такое трогательное, родное, наше».