7 сентября 2024
Спать в поле нельзя, садиться на поваленные деревья в лесу не стоит, да и просто покидать свой дом после захода солнца – смертельно опасно. Наши предки верили, что в полях и лесах живут необычные и очень опасные существа, встреча с которыми до добра не доведет. О том, с кем вы можете столкнуться, по мнению наших прапра… бабушек и прапра… дедушек, просто выйдя за калитку дома, в рамках цикла «Боги и духи древней Беларуси» поговорили с кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Игорь Углик, фото Смартпресс
Почему нельзя было спать в поле?
Так называемое «культурное пространство» наших предков ограничивалось домом, двором с хозпостройками и огородом. А сразу за забором начиналось «маргинальное пространство», где ничего хорошего человека не ждало. Если с домашними духами, например, хатником или хлевником, можно было наладить отношения и жить в мире, то поле или лес населяли изначально враждебные человеку мифологические персонажи. Причем действовало правило – чем дальше от дома, тем более злобные существа поджидают людей. Исключением являлись только некоторые боги. Духи имели четкую локализацию, свою территорию, где они были хозяевами. Неприятности людей ждали уже в более-менее знакомом поле, где пахали и косили траву.
– Полновластным хозяином там был Полевик – невидимое существо, заметить которое можно было по колебанию нагретого воздуха в большую жару. Этот дух охранял клады, насылал на людей и скот оводов и слепней, заводил детей в лес. Если кто-то дремал в поле, то он мог задушить спящего. Зимой Полевик специально засыпал снегом глубокие рытвины и канавы, чтобы сани провалились и ломались, – рассказывает Игорь Углик.
Богиня лета и плодородия Тётя (Цёця)
По полям ходили два бога: летом Тётя, богиня лета и плодородия, а осенью – трехглазый Житень, бог жатвы и урожая. Если Житень найдет уроненные и не собранные колоски, то перенесет их на поле к более рачительному хозяину. И тогда на следующий год соответствующим был и урожай.
В полях и на лугах, по мнению наших предков, вы могли встретить самых разных и необычных существ.
— Например, там ходила Железная Баба – этакая баба-жаба с железным крюком, которая хватает детей, которые убегают в поле. В норах и развалинах жил Шеша – это небольшое черное и лохматое существо, относительно безвредное. Шеша проявлял себя после заката солнца – он ухал и так пугал людей. На этом его «функции» заканчивались, – говорит эксперт.
Подвей (Ветрык)
Еще одним сверхъестественным персонажем был Подвей – скорее всего, древний бог ветра, вихря, ставший со временем негативным персонажем, посылающим болезни. По словам Игоря Углика, подобные боги – ветра и расположенного между небом и землей пространства играли важную роль в мировой мифологии. А в мифологии Древнего Междуречья (у шумеров) бог ветра Энлиль был одним из самых значительных в пантеоне.
Языческие духи сосуществовали с «христианскими» чертями
Но языческими духами дело не ограничивалось. Были еще черти.
– У наших предков “совмещались” представления о языческих и христианских персонажах. Христианство принесло веру в чертей, высшую нечистую силу, образы которых были адаптированы на местной почве. Эти два направления существовали параллельно и переплетались, языческие персонажи наделялись христианскими чертами (продажа души) и наоборот. Кстати, белорусские черти не лишены чувства справедливости – они могут наказать жадность, скупость, также у них присутствовало чувство юмора, они любили подшутить над незадачливыми людьми, – объясняет эксперт.
После заката солнца в развалинах старых домов, на берегах рек, на пустошах и росстанях (перекрестках дорог) они собирались в шумные компании, играли, развлекались, делились новостями. Считалось, что людям лучше было обходить эти места. Очень любили собираться на росстанях. И если вы видите на перекрестке вихрь – это означает, что там гуляют свадьбу черта и чертовки. Говорят, что если бросить в этот вихрь нож, то лезвие будет окровавлено. Но делать этого не стоит. С одной стороны, черти обязательно отомстят, а с другой – вы же понимаете, что это миф?
– Наши предки также считали, что черт находится в невидимом состоянии с левой стороны тела (пылинкой на плече) и слушает мысли человека. Найдя «греховные», он их раздувает, наводит определенное помрачение, которое толкает человека на необдуманные, дурные поступки, – говорит Игорь Углик.
Злобные великаны белорусских лесов
Судя по всему, в поле было не протолкнуться от всевозможных сверхъестественных сущностей. Но не меньше их было и в лесу – владениях Лесуна.
Хозяин белорусских лесов – Лесун
– В отличие от русских сказок, хозяином белорусского леса был не добрый старичок-лесовичок, а великан Лесун, чья голова пряталась в кронах деревьев, а сам он был похож на ель или сосну. Как энты в романах Толкина. Но, в отличие от энтов, Лесун обладал исключительно злобным характером. Цель Лесуна – запутать человека, сделать так, чтобы он заблудился и пропал в лесу, – рассказывает эксперт.
Сам хозяин леса людей не убивал – у него был другой стиль. Лесун использовал миражи. Например, на выходе из леса по знакомой дороге вы неожиданно упирались… в озеро. Это мираж, чтобы вы вернулись обратно в лес. Были у него и другие образные ипостаси: Лесуна можно было встретить в образе мужчины чуть старше среднего возраста, у которого сермяга застегнута по-женски – справа налево. А третья ипостась – поваленное дерево или корч. Поэтому в лесу нельзя было садиться на такие деревья.
Из болота выглядывает Болотник – «друг» Лесуна
Каждый Лесун имел свою территорию, которую строго, вплоть до драк, охранял от Лесунов-соседей. У Лесуна была жена и дети. Впрочем, дети обычно рано удалялись от родителей, жили отдельно, однако не обижались и носили родителю грибы и орехи.
– Зато хозяин леса воровал человеческих детей, которые отправились в лес за грибами-ягодами. Эти дети жили у Лесуна несколько лет, а потом, нередко, возвращались домой, – говорит Игорь Углик.
Болотники – одичавшие домовые
Болотники, Багники, Аржавенники были единственными «друзьями» Лесуна и действовали они, как правило, сообща: лесной хозяин загонял человека в болото, а обитающий там злобный персонаж расправлялся. В обычных болотах жили Болотники, в наиболее гиблых – Багники. А там, где находили болотную руду, обитали Аржавенники – коричнево-ржавого цвета. Внешне они отличались, а вот привычки у них были одинаковыми.
Аржавенник
– Болотники – одни из самых злых и уродливых существ в белорусской мифологии. И практически единственные, кто жил в одиночку. Более того, они были единственными существами, которых при всем желании не мог убить Перун – очень уж глубоко в болоте они прятались. Они погибали, когда болото высыхало. Узнать, где сидит Болотник, можно было по пузырям, выходящим из болота. Болотники приманивали людей – они любили имитировать человеческие голоса или подражать звукам заблудившегося домашнего скота, – рассказывает Игорь Углик.
Долгое время Болотники были единственными обитателями белорусских болот. Но с развитием христианства их «потеснили» черти.
У белорусов была своя Баба-Яга?
Также в лесу жили Гаюны – духи природы в образе медведя. Но, что самое интересное, его дочери были обычными девушками. По поверьям, они очень скучали в глуши и тайком присоединялись к человеческому обществу, участвовали в обрядах, которые проходили в поле. Поэтому, особенно купальской ночью, следили, чтобы не появилось незнакомых девушек – не хотели связываться с дочками Гаюна.
Гаюн и его дочери гаёвки
– Думаю, что Гаюн – это своеобразный белорусский йети, зооантропоморфное существо. Просто на наших землях, где нет гор, он живет в самом недоступном месте – лесной глуши. А мифов про связь женщины и медведя в европейском фольклоре предостаточно, – отмечает собеседник.
Наконец, в глухих пущах жили Пущевики. Огромные полуслепые великаны, которые враждебно относились к людям. Завидев человека, Пущевик преследовал его, чтобы затоптать. Поэтому наши предки старались в пущу не ходить, тем более что смысла в этом было немного: ни грибы, ни ягоды там не растут.
Доброхожий
И это были далеко не единственные обитатели леса. На опушке обычно сидел бог Доброхожий (Дабрахвочы), который не пускал в лес плохих людей. И если ты чувствуешь за собой грешок, то должен взять с собой в лес хорошего человека и оставить на опушке угощение – хлеб и соль.
Лойма, она же Зазовка – соблазняла мужчин и могла появляться в виде как красивой девушки, так и огромной уродливой жабы
По лесу бродила Зачараваная Жанчына: если ей нравился мужчина, то она показывала ему необъятные просторы, поля, замки – как в полете. Но, очнувшись, можно было обнаружить, что ты находишься за десятки километров от родного дома. Еще один женский лесной персонаж – Лойма в ипостаси красивой девушки, которая соблазняет мужчин, рассказывает эксперт.
Аналог Бабы-Яги в белорусской мифологии – Юга, которая жила в глухих болотах и летала на железной ступе, ломая деревья.
– Ступа – это единственное, что роднит Югу с со знакомой нам Бабой-Ягой русского фольклора. Жила в лесной глуши, болоте и руководила ведьмами, которые носили ей человеческие души. Метлой она гонит ветер, в целом враждебна к людям. Вероятно, это древнее, относящееся еще к каменному веку, божество плодородия, которое постепенно превратилось в негативный персонаж, и вошла даже в христианскую демонологию (связь с ведьмами). В белорусской мифологии это был не очень значимый персонаж, – говорит Игорь Углик.
В белорусских лесах можно было встретить царь-ужа
Наши предки верили, что в лесу можно встретить царь-ужа – огромную змею с короной на голове. И тот, кто сумеет схватить эту корону, станет очень богатым. А еще по лесу бродили… русалки. Но о них – в следующей статье цикла, посвященной белорусским водоемам. Если, конечно, из леса выберемся.
Автор: Сергей Лобко, в качестве иллюстраций использованы работы заслуженного деятеля искусств Беларуси, художника Валерия Слаука
Белоруссия