Придорожные торговцы жалуются на скупых белорусов, милицию и BelToll. Репортаж с трассы М1

19 августа 2013

Все уже слышали жалобы дальнобойщиков и водителей-иностранцев на новую систему сбора платы за проезд по белорусским дорогам. Но, оказывается, BelToll, кроме них, недовольны еще и придорожные торговцы. «У нас от этого «Белтолла» одни убытки!» — жалуются они. Дело в том, что после 1 августа продавцов черникой и лисичками переселили с насиженных мест у прежнего платежного терминала на другую площадку. А там доход уже не тот. Ухоженные огороды, расположенные вдоль магистралей, наверное, лучшая реклама придорожной торговли. «Купляйце беларускае!» и лучше сразу здесь, не отходя от трассы. В сезон местные жители живут по принципу «Ничего себе — все людям». Чтобы заработать лишнюю копейку, они сажают дополнительные сотки с огурцами и картошкой и каждый день ходят в лес по грибы да ягоды. Но ничего себе — все людям.
Корреспондент FINANCE.TUT.BY проехал от Минска до Бреста, чтобы узнать законы придорожной торговли.

«Думаете, если бы мы хорошо жили, мы сюда ехали?!»

Забегая вперед отметим, что массовой придорожной торговли на М1 нет. На всем пути от Минска до Бреста мы заметили всего несколько стихийных рынков. Первый удалось встретить только под Столбцами. Здесь продавцы разложили товар прямо на стоянке возле кафе — удачное место нагрузить голодных туристов или дальнобойщиков ведерком яблок или баночкой лесных ягод. Для местных каждая подъезжающая машина — повод отбросить праздные разговоры о погоде и начать бойкую торговлю.
— Лисички свежие — недорого. За 40 тысяч 3 литра. Только сегодня собирали, — наперебой начинают зазывать новых клиентов.
Решение «всех посмотреть» и прицениться ни к чему не приводит — цены у всех одинаковые. По словам торговцев, никто не демпингует, о ценах они договариваются заранее. Ведро лисичек — 40 тысяч рублей, литровая баночка черники или ежевики — 35.
— Сливы берите, 40 тысяч за ведро. Если покупаете оптом — третье отдам за полцены, — предлагает один из продавцов. — Таких в Минске на Комаровке не найдете, здесь свои, проверенные.

Тамара Ивановна на трассу приезжает несколько раз в неделю. Встает на рассвете, по росе идет за грибами и ягодами. А потом все дары леса везет на велосипеде сюда за несколько километров. Говорит, жизнь заставляет. За пенсию в полтора миллиона прожить сложно.
Все думают, что мы здесь миллионы зарабатываем, — рассказывает женщина. — Попробовали бы сами. Трудов на это нужно много, а наторговать получается на три копейки. Тысяч 300 выходит, да и то в хороший день.
К разговору подключается Анна:
Вы думаете, если бы мы хорошо жили, мы сюда ехали?! Работы в деревне нет, поэтому и торгуют все. Что за сезон заработают, то потом на весь год растягивают. А кому-то еще надо детей на платном учить, внукам помогать…

Основная торговля разворачивается по выходным — тогда трасса более оживленная. Но в субботу и воскресенье конкуренция значительно выше. Поэтому в эти дни важно занять хорошее место. Модный нынче мерчандайзинг работает и на трассе.
— Тут некоторые семьями работают. Кто-нибудь из них приезжает с самого утра и занимает большую площадку в центре. А у меня сын в лес ходит утром. Пока он домой вернется, пока я сюда доеду, все «прибыльные» уже заняты, — жалуется Ирина Викторовна. — Поэтому мне приходится ютиться в уголке. Товар тот же, но все идут к ним, ведь у них все красиво расставлено.
Несмотря на происки конкурентов, цены на свои лисички баба Ира все равно держит на уровне.
— Что утром, что днем, что вечером буду продавать по 40 тысяч. Куда уже ниже?! Что не купят, лучше себе заберу, засушу на зиму, — говорит пенсионерка.

На площадку возле кафе этот рынок переехал совсем недавно. До 1 августа «точка» была возле терминалов оплаты за проезд. Но, как начал работать BelToll, всех переселили.
— Там перед шлагбаумами водители сбрасывали скорость, поэтому, заметив рынок, чаще останавливались. А здесь многие просто пролетают мимо и нас даже не замечают, — говорят торговцы. — Первые дни вообще почти в ноль работали. Сейчас стало чуть лучше.
Торговцы уверяют, что иностранцев не обманывают и цены им не завышают. Но зато принимают любую валюту: рубли, доллары или евро.

«У нас на трассе почти вся деревня зарабатывает»

Следующую точку придорожной торговли удалось найти только под Ивацевичами.
— На 5 минут раньше бы проехали, то не застали бы меня, — встречает нас Тамара. — Только из лесу. Берите чернику, за 30 литр отдам, как первым покупателям.
Узнав, что мы журналисты и остановились здесь ради праздного любопытства, женщина немного расстроилась. На трассу она выходит каждый день, потому что нужны деньги на лекарства отцу.
— Он у меня лежачий. Я у него, можно сказать, сиделкой работаю, — рассказывает свою личную историю Тамара. — У меня пособие чуть больше миллиона, у него пенсия тоже небольшая, поэтому заработок на трассе — хоть какое-то подспорье.
С ведра черники Тамара каждый день зарабатывает по сто тысяч. В месяц получается миллиона три.
— Иногда думаю, стоит ли это таких трудов? Но я в лесу хотя бы отвлекаюсь от домашних проблем, — говорит женщина.
На вопрос: «Не страшно ли одной на трассе?», женщина отвечает:
— Я привыкла уже. Хотя это я сейчас одна. Ближе к вечеру тут много народу будет — сейчас еще в лесу все. У нас на трассе почти вся деревня зарабатывает.

«Вот он на машину себе денег не пожалел, а за три тысячи торгуется»

Последнюю «точку» придорожной торговли мы встретили ближе к Кобрину. Если раньше нам все больше предлагали дары леса, то местные пенсионеры развернули выставку-продажу урожая со своих огородов. Трехлитровое ведро картошки они предлагают за 20 тысяч, яблоки вдвое дешевле, помидоры — 15 тысяч рублей за 3 килограмма.

— Иностранцам немного дороже цены ставим, — раскрывает коммерческую тайну Лидия Семеновна. — Раза в полтора-два накидываем. Но они и не торгуются. Это белорусы норовят скинуть цены так, что нам уже в минус приходится работать. Проверить это удается на месте. Подъезжает дорогой джип. Баба Лида, забыв про свои уже немолодые годы, хватает ведро с помидорами и чуть ли не сразу высыпает товар в машину.

— У меня дешевле всего, берите. За 15 тысяч отдам.
— Давайте за 9?!
— Ну это уже совсем за даром…
— 12?
— Я за два километра это все везла, полдня стою, а вы хотите бесплатно забрать… Идите тогда в магазине покупайте.

Сделка не удалась. Покупателя переманили конкуренты. У них помидоры хоть и не такие спелые, зато и не такие дорогие.
— Вот он на машину себе денег не пожалел, а за три тысячи торгуется. И так постоянно. Белорусы очень жадные — с иностранцами проще, — жалуется Лидия Семеновна.

Из разговора с сельчанами удалось узнать, что к вечеру овощи упадут в цене. Ведь после трудовой смены на велосипеде везти домой тяжелый груз сложно.
Помимо несговорчивых покупателей, еще одна проблема местных продавцов — милиция. Оказывается, торговать на дороге запрещено.
— Они нас выгоняют, но мы переждем, пока они не уедут — и снова сюда. Мы понимаем, что это их работа, но и они пускай поймут, что и нам за что-то нужно жить, — сетуют пенсионеры.
Автор(ы): FINANCE.TUT.BY
Белоруссия

 

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.