7 февраля 2025

Так назвал свой проект Тимофей Киселёв, ученик 4 класса школы № 14 им. Героя Советского Союза В. Ф. Фуфачева. За эту разработку Тимофей получил благодарность от главы Серовского муниципального округа Василия Сизикова на встрече с одаренными детьми «Парад успехов».
В 2025 году началась реализация нового нацпроекта «Экологическое благополучие», одна из инициатив которого «Сохранение лесов» – очень созвучна работе серовского юного эколога. В активе у Тимофея – несколько призовых мест в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». В 2024 году он получил грамоту за III место в XVII конкурсе в Верхотурье.
– Я считаю эту тему актуальной, потому что лес является важным и незаменимым источником множества полезных продуктов, без которых сложно представить комфортную жизнь человека. Кроме того, лес насыщает и очищает воздух, поэтому его по праву можно назвать фабрикой кислорода. Безответственное отношение человека и стихийные бедствия привели к тому, что с каждым днем количество лесных площадей на планете уменьшается. И я решил узнать: какую пользу приносит лес человеку и как сохранить его? – с этого вопроса Тимофей начал свое исследование. – Передо мной встала проблема: могу ли я принять участие в восстановлении лесов родного края.
Тимофей не только решил эту задачу теоретически, но и постоянно вносит значимый реальный вклад. С ним мы не раз встречались на лесных делянках, где школьники собирали сосновые шишки для будущих саженцев, а год назад он принял участие в посадке леса в «Саду Памяти» в окрестностях поселка Красноярка.
Стоит сказать, что тема эта взята неслучайно: папа Тимофея Михаил Киселёв работает в компании «Лесной Урал» и прекрасно понимает значение леса, необходимость работ по лесовосстановлению. Более того, корни семьи Киселёвых – из деревни Семенова, где каждый житель знает: лес – это кормилец, это возможность построить дом, отопить его, обустроить мебелью. Связи с деревенскими родственниками семья не теряет, Тимофей приучен ходить по лесу, собирать дары, прекрасно ориентируется в разновидностях грибов и даже готовит следующее исследование на эту тему.
– Я начал разрабатывать проекты на разные темы еще в подготовительной группе детского сада. Первый назывался «Пчелкино золото», он о том, что дают нам пчелы: это мед, перга, прополис. Тогда мы с мамой искали информацию в библиотеке, делали дома опыты, папа приносил мед, который они добывают на своей пасеке на Вагранке. Мне было интересно узнать, как отличить натуральный мед от подделки. Заливали его горячей водой, проверяли йодом, уксусом.
Во втором классе Тимофей решил проверить, вредна или полезна пицца, которую сейчас очень любят подростки и дети.
– Мы доказали пользу, если делать ее на правильном тесте и с применением нужных продуктов. Дома мы сами с папой готовили недрожжевое тесто, он у нас любит на кухне что-то вкусное делать. Это тесто 24 часа в холодильнике стояло, потом мы добавляли креветки или другие морепродукты, помидоры, сыр, никакой колбасы и кетчупа. Мне очень понравилась такая пицца, и мы сейчас дома иногда ее делаем.
Мама Анна Сергеевна, говоря об успехах сына, шутит: «У него уже больше грамот, чем у папы, который в свое время был лучшим вальщиком, побеждая на областных и российских соревнованиях».
Работа «Сохраним лес» была высоко оценена и на III Международном детском экологическом форуме «Изменение климата глазами детей», где юный исследователь стал победителем в номинации «Экобезопасность».
– 2023 год был очень пожароопасным, горели леса по всей стране и в нашей области тоже. Мой папа принимал участие в тушении, руководил бригадой, я очень переживал и за него, и за лес. Тогда я и решил вместе со своей учительницей Светланой Андреевной Нечаевой сделать проект «Сохраним лес вместе», чтобы показать людям, а прежде всего моим ровесникам, как нужно беречь природу, как правильно вести себя в лесу. Вместе с друзьями мы в прошлом году посадили елочки возле Центра детского творчества, их мой папа привез из огромного питомника, где выращивают миллионы хвойных саженцев. Я там был, видел весь процесс – от посева семян до выращивания и вывоза в лес на посадку. Мы и дома выращивали несколько елочек, которые потом тоже отнесли в ЦДТ. И в клубе «Карат», где я занимаюсь шесть лет, мы тоже посадили саженцы хвойных деревьев.
Советы Тимофея Киселёва просты и понятны: не бросать мусор в лесу, особенно алюминиевые банки и пластиковые бутылки, пакеты, не разводить костры, не бросать непотушенные спички или сигареты из окон автомашин на лесных дорогах. Но вот все ли это соблюдают?
– При подготовке проекта меня заинтересовал вопрос: любят ли ученики моего класса отдыхать на природе? Устраивают ли ребята пикники в лесу с родными и близкими? И что им известно о правилах поведения на природе? После опроса я сделал вывод: все мои одноклассники любят отдыхать на природе. Практически все ребята знают, что нужно сделать с мусором и костром после пикника. Но есть и те, кому моя информация будет очень полезной. Поэтому я решил расширить знания о правилах поведения на природе и сохранения лесов родного края. Проводя это исследование, я узнал много нового и интересного о восстановлении леса и о лесных пожарах. Экологическое просвещение и лесовосстановление нам под силу, нужно проводить беседы, распространять листовки, участвовать в посадке саженцев, деревьев. Я сделал вывод: уничтожить лес можно очень быстро, а вырастить сложно. Восстановление леса – очень долгий и сложный процесс.
Что ж, как говорили мудрецы, устами ребенка глаголет истина. Впереди весна, лето, походы на природу, охота, рыбалка. И только от нас зависит, будет наш город окутан едким дымом лесных пожаров или нам удастся свободно дышать чистым воздухом.
Тамара Романова