Кривляка и могильный крест на сосне

2 апреля 2025

Андрей Гребенкин, поэт, краевед

На сосне приколочен крест… Без таблички, с чьей-то могилы. А под ним – языкастый бес. Что же здесь натворили? Фото: Константин Бобылев, «Глобус»

Приходилось ли вам встречать в лесу что-то необычное? Мне только многочисленные помойки попадались в тех местах, где в детстве собирали грибы/ягоды. Поэтому с каждым годом приходится уходить в лес все дальше и дальше.

Правда, один раз на лесной полянке увидел «труп» мужика. Ну, думаю, отдохнул называется, сходил за грибами, сейчас полицию надо вызывать… Страшно немного было, но подошел к «телу»: «Эй, товарищ, живой нет?» К счастью, в ответ лежащий на земле мужик промычал: «М-м-м, че те надо? Прикемарил на солнышке, отдыха-а-а-ю». Смотрю, рядом с грибником в траве пустая бутылка лежит, да из корзинки еще одна не открытая торчит и рядом в мешочке откусанные огурчик и хлебушек плавятся на солнышке. У каждого, как говорится, свои цели, свои урожаи и свой способ общения с лесом, главное – чтоб человеку было хорошо))) Еще как-то раз вышел на просеку, недалеко от дороги, а там машина стоит, двери распахнуты, парень с девушкой наслаждаются жизнью и молодостью, хорошо им! Быстро оттуда ретировался, не надо им мешать «вкушать сладкие ягоды любви»)))

Но иногда в лесу можно увидеть и нечто другое. Недавно коллега Константин скинул мне посмотреть одно фото, сделанное им в лесу года три-четыре назад, и рассказал историю появления этого кадра.

– 2020 или 2021 год, точно не припомню, станция Урай и одноименный поселок Урай. Раньше это было несколько разных поселков: Урай, Нижняя Пристань и так далее. Сейчас их объединили в один. С детства эти места хорошо мне знакомы, – поясняет Константин. – Папа с мамой нас часто туда с братом возили. Ездили мы за разными ягодами и грибами. Собственно говоря, с тех пор и по сей день туда наведываюсь. Интерес, учитывая, что грибы я не ем, у меня только в ягодах, а места те на ягоды богатые. В один из свободных выходных решил съездить в те края и прогуляться по лесу.

На раннем утреннем поезде Константин приехал на станцию Урай в районе 9 часов и пошел по знакомой с детства старой просеке вглубь леса. Раньше, по его словам, здесь возили спиленный лес, но в последнее время там опять начались лесоразработки. Поэтому в дождливый сезон пройти тут достаточно трудно будет: разбитая дорога, глубокие ямы с лужами, приходится часто обходить по лесу.

– Иду я по этой просеке, примерно на километра три ушел от станции, и вижу – прямо около лесной дорожки на сосне висит крест деревянный, в метрах двух от земли, – рассказывает Константин. – Видно, что крест старый, с какой-то могилы, потому что низ у него изгнивший. Обратил внимание, потому что в первый раз такое увидел в этих местах. Снизу под крестом на коре сосны вырезано то ли лицо чье-то, то ли какая-то метка, но видно, что вырезано достаточно давно, потому что дерево уже обросло немного лишайником вокруг этих разрезов. А крест, возможно, появился гораздо позже на этом дереве. Фотографию сделал без задней мысли, пошел дальше.

Потом у местных старожил узнал, что кладбище в этих краях есть, но оно находится по другую сторону от железнодорожной ветки и в километрах пяти от того места, где я наткнулся на этот крест. Так что не знаю, кто и зачем туда принес или привез этот крест, зачем его туда повесили, забавы ради или с каким-то умыслом – не знаю. Да, что-то необычное, но что это значит – не знаю. Потом Константин несколько раз был в тех местах, но тот крест на сосне больше ему не попадался. Да и, по его словам, это место он специально и не искал. В лес приезжают люди за отдыхом, хорошими эмоциями, подышать чистым воздухом, полюбоваться природой, отвлечься от бесконечной рабочей суеты, а главное – за щедрыми дарами ягод и грибов.

Внимательно рассмотрев эту фотографию, признаюсь, я ужаснулся. Но давайте сперва порассуждаем и разберем разные версии. Сначала, конечно, отталкиваемся от добра. Это чей-то портрет, вырезанный в коре сосны? Нет. Лик Христа? Совсем нет. Может быть, череп? И тогда это было бы весьма логично – по законам иконографии часто под Крестом-Распятием принято изображать череп. По церковным преданиям, Иисуса Христа распяли на Голгофе (другие переводы этой невысокой израильской горы: Череп Адама, Лобное место) – именно на том месте, где был захоронен первый библейский человек Адам. Считается, что Христос своей Великой Жертвой искупил первородный грех человечества, но осталась поврежденная человеческая природа, отсюда и злоба, людские падения, страдания, болезни и смерти. Но предположение, что это череп – тоже отпадает, как и версия, что на сосне запечатлен Леший. Ни одно из известных изображений духа-хозяина леса, мифологического персонажа славянского фольклора, здесь не подходит никак.

Когда увеличиваешь фото и внимательно смотришь на вырезанное изображение на сосне под могильным крестом, то веселая рожица уже не кажется веселой, безобидной и доброй. Это больше похоже на искажение, лживую веселость. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»

Вглядитесь внимательно еще раз в это «декоративно-прикладное искусство» на живой сосне (кстати, даже спустя несколько лет видно, что выполнено оно безукоризненно, на мой взгляд, и весьма профессионально – с элементами скульптурной, барельефной, горельефной и заоваленной резьбы). Здесь учтены также и объем, и контур, и геометрия, свет и тень. Сделал этот дендроглиф (то есть изображение или надпись, вырезанные на стволе растущего дерева) мастер-резчик по дереву, имеющий художественные способности, а не шутник-неумёха.

Видите? Тонкие брови, нос, ужасающе сверкающие глаза, искаженно открытый рот (выражающий не радость и веселье, а скорее игру, насмешку, злобу, издевательство) и высунутый длинный язык. С одной стороны можно разглядеть то ли небольшой рог, то ли длинное острое ухо, а внизу – вытянутую шею. Что же это? Для меня, без всякого сомнения, это изображение беса-кривляки/сатаны/дьявола. Именно их нередко изображают в подобном стиле. Это не лицо и лик, а маска, морда, рожа, карикатура – противоестественная, уродливая, гримасничающая, безобразная, кривляющаяся, лживая.

С древних времен в христианской иконографии мотив высунутого языка соотносят с образом темных сил, демоническим и агрессивным. Поэтому изображенный высунутый язык часто называют «языком сатаны». В Библии есть такие слова: «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости» (Сир. 28,20), то есть слова ранят сильнее, чем физический удар. В описаниях Страстей Христовых (Распятия) поясняется, что первые раны были нанесены Иисусу реальным орудием. А последние раны – теми, кто богохульствовал, глумился над Иисусом, кривил рожи и высовывал свои языки в сторону Его Распятия.

По центру изображения этого кривляки с высунутым языком кто-то приколотил сверху могильный крест, на котором отсутствует металлическая табличка с Ф.И.О. и датами рождения и смерти усопшего. Причем, обратите внимание, подгнившая нижняя часть креста идеально подогнана по центру носа, языка и шеи этого изображения. Словно этот крест – некое продолжение, росток, выходящий из головы кривляки. И в целом смотрится данная «композиция», как «бесовская икона» и место поклонения. Поэтому могильный крест и вырезанная рожица, мне кажется, появились здесь одновременно.

Крест, а под ним… кривляка с высунутым языком. Для чего это сделали? Как известно, могильные кресты на протяжении многих веков это не только символы скорби и памяти усопших христиан, но могут использоваться и черными магами в их различных ритуалах (проклятия, привороты). Свои черные обряды они проводят не только на кладбище, но могут и перенести выбранный ими крест в другое место. Для них могильные кресты обладают уникальной, мощной энергетикой и некой связью с потусторонним миром, миром темных существ.

Неужели это место для совершения колдовских ритуалов? И поэтому не случайно в районе шеи кривляки вырезан небольшой углубленный подиум для неких приношений (ставить свечи или какие-то изображения/фото, либо что-то еще). Или все же это просто-напросто какая-то метка на дереве, и я «притянул за уши» несуществующее? Или чья-то шутка? Хотя, в голове не укладывается, разве можно шутить с могильным крестом? Вдруг среди читателей кто-то знает точный ответ? Или у вас есть свои версии?

«Мой исчезающий крестик»

Вторая история про крест произошла в моей ранней юности. Лет 11-13 мне было, когда шел по тропинке своей поселковой улицы и увидел лежащий крест на земле. Сначала хотел пройти мимо, но детское любопытство взяло верх: «Ух ты, настоящий крестик! Не иначе золотой! И такой большой, старинный, поповский, наверное!»

Действительно, это был необычный крест, тем более в те годы я видел только у бабушки на шее маленький пластмассовый, светло-коричневого цвета. А тут сантиметра 4 в длину, а то и больше, широкий, увесистый крест черно-желтого цвета. На одной стороне было изображено Распятие, а на другой стороне какие-то непонятные мне в то время слова «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…» Эти слова молитвы были высечены на всей обратной стороне креста.

«Я нашел клад! Я нашел клад!» – с радостными криками залетел домой и показываю свою находку маме. Посмотрев внимательно крест, мама не разделила моей радости и серьезно сказала: «Сынок, зря ты поднял его, нельзя ничего поднимать с земли, не твое – значит не твое. А если он заговоренный? Сколько раз вам всем говорить, не поднимайте с земли чужое, не тащите как сороки все блестящее в дом. Зачем ты его взял? Ну, теперь уже поздно… Спрячь его у себя в шкафу подальше, никому не рассказывай и не показывай. А самое главное – никогда не надевай его себе на шею. Это чужой крест. Иначе чужую судьбу на себя возьмешь и чужие грехи».

Так этот найденный крест и находится у меня уже 45 лет втайне ото всех. Всегда держу его в какой-то одной из многочисленных коробочек в шкафах. Но иногда при просмотре коробочек, как увижу его случайно, непременно достану, полюбуюсь и положу его на видное место в спальне перед иконами. Через какое-то время возьму в руки этот крест, вспомню слова матери «о чужой судьбе и чужих грехах» – и обратно его в какой-нибудь ящик засуну и забуду опять надолго. Или при протирании пыли вдруг вспоминаю, что здесь же этот крест лежал перед иконами. Начинаю его искать и нахожу то на полу, то сдвинутым куда-то под иконами, то на другой полке…

За эти сорок пять лет он у меня периодически то где-то в шкафах хранится, то рядом с иконами, то опять исчезает на какое-то время, а потом появляется случайно в моей жизни. Я его так и называю: «мой исчезающий крестик». За эти десятилетия отметил, что как только его положу для красоты на видное место к себе перед иконами – обязательно происходят какие-то глобальные события в моей жизни. И хорошие, и плохие.

Хотел его сфотографировать и показать вам, но видимо он «не хочет». Все проискал, опять его не нашел, не знаю и не помню, в какой коробке и где он опять лежит, мой исчезающий крестик.

Православные священники на вопрос «Что делать с найденным на дороге крестом?» отвечают однозначно: «Не будьте суеверными. Нашли крест, не оставляйте его под ногами на поругание. Поднимите его и отнесите в церковную лавку (если он вам не нужен), там батюшки сами решат, что с ним делать дальше».

Я же свой исчезающий крестик никому не отдам, пусть и дальше рядом со мной будет, спасая и сохраняя от всех невзгод.

Андрей Гребенкин, «Глобус».

Текст скопирован с сайта https://proseverouralsk.ru/blogi/krivlyaka-i-mogilnyy-krest-na-sosne/

Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.