18 июля 2025

Мирьям Мыттус, журналист ERR
В отличие от крупных рынков на лесной бирже сложно прогореть. Пойдешь собирать сам, выиграешь дважды: и душа отдохнет, и холодильник будет полон, констатировала Мирьям Мыттус в эфире Vikerraadio.
Кажется, у каждого эстонца есть знакомый, у которого есть знакомый, кто занимается или собирается заняться инвестированием. Инвестирование стало новым национальным видом спорта эстонцев. И так же, как футбольные фанаты дышат в унисон с удачами и неудачами любимой команды, инвесторы дышат в ритме происходящего на рынке акций.
В то время как заявления президента США Дональда Трампа с головокружительной скоростью подбрасывают биржевые графики до небывалых высот, чтобы тут же обрушить их в отчаянное свободное падение, все это становится крайне утомительным.
Эмоции вокруг происходящего на рынке акций временами достигают таких масштабов, каких не бывает даже в финале чемпионата мира по футболу, и теперь, после погоды, тема инвестиций стала второй по популярности среди эстонцев.
Но не будем зацикливаться. У медали есть и другая сторона, и на этой стороне сердца эстонцев бьются совсем в другом ритме. Чтобы быть точной, приведу меткое наблюдение моего хорошего друга: в Сетумаа на жизнь людей в разы сильнее влияет закупочная цена на лисички, чем события на мировых фондовых рынках.
У каждого эстонца есть знакомый, у которого есть знакомый, в ком западный гедонизм так и не смог вытравить финно-угорского собирателя. А в людях, живущих ближе к лесу, зов сильнее, и против этого зова не пойдешь. Да и этот год совсем безумный.
Лисички начали носить из леса на полторы-две недели раньше обычного, и такая работа быстро принесла плоды. Первые скупщики платили 15 евро за килограмм, тогда как в прошлом году в начале сезона за килограмм давали 12 евро.
ФОТО: в этом году необычайно много лисичек
Два часа в лесу, четыре килограмма грибов, и 60 евро в руки. Такую математику собиратель понимает отлично, и пускается в путь. Однако никто не был готов к обвалу, который происходит сейчас на лесных рынках. Грибов в лесу, в прямом смысле слова, как грибов после дождя, а дождей у нас хватает. А значит, и грибов тоже. Цена меняется в реальном времени, как на настоящем рынке акций, и, честно говоря, за таким ритмом очень сложно угнаться.
Утром идешь в лес, зная, что вечером сможешь сдать по 3 евро, а к моменту сдачи цена уже упала до 2,50. С десяти килограммов это 5 евро, а с тридцати – уже 15 евро чистого убытка.
Скупщики говорят, что цена зависит от местоположения и количества грибов в округе. Так, еще в понедельник кое-где за килограмм лисичек платили 3 евро, а уже во вторник – 2,50.
На лесном рынке в этом году места для торговли предостаточно. Позолоченные лисичками лесные опушки начинают понемногу синеть – поспевает черника. В прошлом году мороз в Южной Эстонии ее погубил, но в этом году ожидается изобилие.
В соцсетях с каждым днем появляется все больше объявлений от проворных собирателей, готовых выполнить тяжелую работу по заказу. Если с лисичками справится почти каждый, то сбор черники – уже дело премиум-класса. Это требует времени и усилий: надо сидеть внаклонку, постоянно отбиваться от несметных полчищ комаров и потом еще перебирать ягоды.
Что касается комаров, то в Южной Эстонии их особенно много. Люди, ходящие в лес, называют свои походы соревнованиями на выживание. Попробуйте сами в этом тропическом климате в резиновых сапогах и полностью одетым, обливаясь потом, одной рукой собирать ягоды, а другой отмахиваться от комаров.
В то же время собиратели из Центральной Эстонии утверждают, что у них нашествия комаров нет. Однако это почему-то не отражается на ценах: как утверждается, в Центральной Эстонии бороться с кровососущими проще, но за литр чистой черники там просят 9 евро, а на юге – 7-8 евро.
Кстати, размещение объявлений в соцсетях – это бизнес-хитрость более опытных собирателей, ведь скупщики никогда не платят столько, сколько частные покупатели. К скупщикам идут только в том случае, когда некуда сбыть товар.
Каким будет сезон, собиратели пока сказать не могут. Назначаемая цена все равно не компенсирует тяжелый труд в полной мере, и златых гор в лесу не сыщешь. Это скорее небольшой дополнительный доход, который в условиях нынешнего повышения налогов весьма кстати. Однако уже видно, что заказчики стали осторожнее. Многие семьи думают: может, в этом году стоит самим сходить в лес, выйдет гораздо дешевле.
Так и есть: каждый в итоге вкладывает свой капитал туда, где это кажется разумнее, но в отличие от крупных рынков на лесной бирже сложно прогореть. Пойдешь собирать сам, выиграешь дважды: и душа отдохнет, и холодильник будет полон. А если в вас нет духа собирателя высшей лиги, делайте, как я: я уже много лет покупаю ягоды у старательных собирателей. И мне кажется, так мы поддерживаем друг друга – у меня будут запасы на зиму, а кто-то получит небольшой вклад в семейный бюджет.
Редактор: Евгения Зыбина
https://rus.err.ee/1609748160/mirjam-myttus-rynki-akcij-i-zakupochnye-ceny-na-lisichki














