7 октября 2013
Больше двух сотен видов грибов представлены на вернисаже во флигеле музея «Русская старина» |
Выставка носит название «Грибной вернисаж» и представляет собой множество моделей природного ландшафта с характерными для них видами грибов, как достаточно распространенными, вроде опят или лисичек, так и редкими вроде трюфелей. Да-да, поверьте глазам своим, эти деликатесные грибы можно (хоть и очень-очень редко) встретить и на Смоленщине!
В тот момент, когда «Город» посетил выставку, там как раз проходила экскурсия для юных смолян, учеников 6-й средней школы. Экскурсовод рассказывала о том, как отличить съедобный гриб от ядовитого, где и когда каких представителей грибного царства следует собирать, а также об их гастрономических свойствах. В перерывах с детишками проводили физкульт-минутки: наклоны и приседания в данном случае служили отработкой навыков сбора настоящих грибов в будущем.
«Нам очень понравилось! — наперебой галдели юные посетители вернисажа. — Очень интересно и необычно, будто в настоящем лесу погуляли!»
Подробнее о выставке нам рассказала заведующая музеем природы и экологии Надежда Хохлова.
«Наш музей природы и экологии входит в объединение Смоленского музея-заповедника, — начинает свой рассказ Надежда Николаевна. — Для нас грибная выставка стала уже традицией, подобные экспозиции готовились регулярно с 85-го года. Но, к сожалению, сейчас мы переживаем не лучшие времена — уже более 20 лет прошло с того момента, как наше прежнее здание было передано епархии. Поэтому нам приходится работать только с временными выставками, без постоянной экспозиции».
Почему же именно «вернисаж»? В дополнение к элементам ландшафта и растущим на них грибам, в экспозиции представлены картины смоленских художников, изображающих леса, поля и луга, где и встречаются экспонаты выставки. К слову, грибной вернисаж — первая в своем роде выставка за 10 лет, можно сказать, целое поколение юных смолян выросло без наглядного пособия по царству грибов. А пособие заслуживает внимания — макеты грибов можно смело назвать уникальными. Художник Манаев из города Дмитров около 30 лет назад выполнил заказ смоленского музея на создание этих копий. По словам Надежды Николаевны, единицы музеев могут похвастаться в своих запасниках его работами — а в России больше ни один художник не занимался созданием подобных макетов.
«Нам многие посетители даже не верят, что это не живые грибы, настолько качественно они выполнены, — рассказывает Надежда Хохлова. — Материалом послужил пенопласт, пластмасса, пластик, ну и, конечно же, краска. Сегодня выставлены не все грибы — на всю коллекцию развернуться не позволяет площадь. Что такое представленные здесь двести видов? Это капля в море, ведь на сегодня ученым известно более ста тысяч видов грибов, многие из которых можно встретить и в нашей полосе. Наша цель — просветительская, мы хотим рассказать смолянам о грибах, про которые они даже не слышали. Множество съедобных видов грибники обходят стороной, не зная ничего об их полезных свойствах. А ведь наши предки знали о них куда больше — многие использовались в народной медицине или в качестве приправ».
Музей главным образом работает в помощь школе, как дополнение к природоведению, естествознанию и биологии. Но, к сожалению, сегодня все упирается в отсутствие помещения.
— Надежда Николаевна, скажите, а как получилось, что КВЦ имени Тенишевых, обладающий такими площадями, не пошел вам навстречу?
— Здесь дело в другом… Еще до открытия КВЦ график его выставок был составлен до конца года. Но на будущий год мы не останемся без внимания центра — уже есть договоренности. Администрация выставочного центра готова предоставить нам время для проведения интересной для смолян природно-экологической или мировоззренческой выставки.
А теперь о грустном. Постоянной экспозиции у музея природы и экологии нет, поскольку выделенное музею здание многие годы находится в стадии затяжной реставрации. В этом году наконец-то были выделены средства на ремонт фасадов — здание музея своим неприглядным видом портило картину приведенной в относительный порядок набережной Днепра. А что ждет музей дальше? Найдутся ли средства на внутренний ремонт здания?
Фото Евгений Гаврилов.