11 октября 2013
Тартуский миколог Лехо Тедерсоо в своей области входит в 1% самых цитируемых ученых в мире. Таким образом, Тедерсоо является одним из самых выдающихся ученых Эстонии. В этом году миколог получил персональное пособие на три года в размере 300 000 евро, чтобы узнать, каким образом потепление климата влияет на грибы.
В Эстонии грибы интересуют как обычных людей, так и ученых. Интерес ученых к грибам, по словам Тедерсоо, является одной из причин, почему Эстонии удалось занять ведущие позиции в мире по микологии. ”Эстония вообще является одним из лучших мест для исследований в области микологии, экологии и биологии, потому что здесь уже есть очень сильные ученые и имеется очень мощная синергия. Кроме того, в Эстонии есть, если не самые крупные, то одни из крупнейших и сильнейших исследовательских групп”, — хвалит Тедерсоо, пишет Eesti Päevaleht.
В восточных странах к грибам проявляют больший интерес, чем на Западе. Однако, по словам ученого, здесь наука получает большее финансирование, чем, например, в азиатских странах. Но и тут есть свои негативные стороны. ”Только при финансовой поддержке Эстонии невозможно как следует проводить основанные на ДНК исследования, необходимы и европейские источники, чтобы получить что-то действительно серьезное”, — уточняет Тедерсоо. Другим негативным моментом, по его словам, является количество рабочих мест. ”Эстония так мала, здесь лишь одно серьезное и пара более слабых научных учреждений, где вообще можно заниматься биологией, — из-за этого обучение и обмен рабочими местами существенно усложняются”, — объясняет Тедерсоо.
По словам ученого, в Эстонии достаточно много различных видов грибов, а окружающая среда страны более благоприятна для грибов, чем, например, сто лет назад, — леса стало больше, чем тогда. По словам Тедерсоо, из-за потепления в лесах Эстонии все чаще встречаются южные ядовитые грибы.
Всего в Эстонии зарегистрировано почти 7500 видов грибов, Тедерсоо считает, что в почве их десятки, если не сотни тысяч. Сколько же среди них съедобных? ”По книгам, примерно 300-500, но, к сожалению, обычный грибник знаком лишь с некоторыми, более активные собирают несколько десятков видов. Это не значит, что остальные ядовиты, большинство просто не имеет пищевой ценности. Очень ядовитых грибов около десятка, слабоядовитых несколько сотен”, — объясняет ученый.