18 сентября 2012
Во второй половине минувшей недели восемь первоуральцев ушли в лес за грибами и вовремя не вернулись домой — их поисками занимались родственники, МЧС, полиция и даже собаки.
Слава Богу, что жива
Трагично, тьфу-тьфу, не закончилась ни одна из историй. Но понервничать пришлось, как спасателям, так и родственникам пропавших. Самый серьезный случай, по словам начальника поисково-спасательного отряда Андрея Воропаева, произошел 13 сентября — пропала 57-летняя Валентина Белоусова. За дарами леса она отправилась вместе с супругом в район лагеря «Гагаринский».
— В 21:10 мы получили сигнал о том, что супруг вышел, но не может найти жену, — рассказывает Андрей Иванович. — Об исчезновении сообщила дочь женщины. Группа выехал незамедлительно, но через два часа наступила темнота, поиски были прекращены и возобновились только утром следующего дня. В течение трех дней искали своими силами, привлекалась группа с областного отряда и доброволец с собакой.
Спасатели методично прочесывали лес — квартал за кварталом, и лишь в воскресенье вышли на то место, где находилась женщина. Нашли Валентину в трех километрах от сада №92. Кажется, что это недалеко, но по словам спасателей, в густом лесу, местами переходящем в бурелом, это длинный и непростой путь.
— Нашли мы ее уже в пятом часу вечера, — говорит Андрей Иванович. — То есть женщина пробыла в лесу около четырех дней. Она обрадовалась спасателям, попросила пить. Все то время пока мы выводили ее к месту, куда уже могла подъехать «Скорая», она молчала. Просила только пить.
Сейчас женщина находится в больнице. По словам дочери Марины, состояние у нее стабильное.
— Она слаба и до сих пор в состоянии шока, — говорит Марина. — Сама я ни о чем не спрашиваю, чтоб лишний раз не ранить. Очень благодарна спасателям. В поисках принимали участие и родственники, и друзья, но все делалось по указаниям МЧС. Искали напряженно и, слава Богу, что она жива.
«А нас спасут?»
— Всю минувшую неделю, начиная с четверга, мы работаем без выходных, — говорит Андрей Воропаев. — Сообщения поступают одно за другим. Последняя группа грибников была выведена буквально десять минут назад. Зашли в лес они в воскресенье, 16 сентября, заблудились, ночь провели под покровом леса и вот сегодня, около двух часов дня вышли к железной дороге. Вышли к ней сами.
Как все произошло и что было пережито, «Городским вестям» рассказала участница лесного приключения — заведующая отделением гнойной хирургии ГБ №1 Татьяна Барвиюк.
— В субботу, помните, день был ужасный, дождь лил целый день, но вот наступает воскресенье — солнце, плюс 18 на градуснике. И мы решаем пойти в лес. Сама я лет 10 уже не ходила за грибами. Поехали я, мой восьмилетний внук Игорь, коллега по работе — Наталья Соловьева и ее муж Геннадий. Они причем не первый раз поехали в эти леса — знают местность.
Дружной компанией они приехали в район Нижнего Села, оставили машину и пошли гулять по лесу.
— Грибы — белые, обабки, волнушки — все крепкие-крепкие. Воздух — потрясающий. Мы были счастливы, — продолжает Татьяна Евгеньевна. — Но через часа два мы засобирались домой и тут поняли, что не знаем куда идти. Геннадий попытался сориентироваться, но у него не получилось — мы потерялись.
Не зная, в каком направлении нужно идти, грибники пошли наугад. Около семи часов вечера они поймали сотовую связь и позвонили родственникам.
— В одиннадцать часов вечера мы уже решили остановиться и развести костер. Внук надо отметить все перенес мужественно — прошли мы около 40 км, но он не хныкал и не жаловался. Только около 12 часов ночи, глядя в небо, спросил: «А нас спасут?» Ночь была холожная — все время лил дождь, и мы постоянно поддерживали костер, чтобы не замерзнуть окончательно и дожить до утра. В рюкзаке у меня был сок, булочки, конфетки для внука, но у нас совсем не было воды для себя. Под утро уже очень хотелось пить.
По словам Татьяны, из леса им помогли выбраться случайности — именно случайно в кармане Геннадия оказались спички (никто их специально не брал, но это позволило грибникам переночевать в лесу), неожиданно среди тишины и мрака ночи они услышали гул поезда, в том направлении и пошли с утра.
— А лес, он пугает, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Еще ночью мы обнаружили, что Наталья потеряла сумку. Мы вспомнили, где это произошло, знали, что это недалеко. Утром попытались найти. И вы знаете, мы отошли от костра, который еще дымился, буквально на несколько метров, но потом уже не смогли его найти. Было не по себе. И природа-то резко сменилась — появился овраг какой-то. И сумку. Ни костер мы не нашли. Зато днем вышли к железной дороге. Там созвонились с родственниками, нам сказали, что нас ищут, пояснили, куда идти. И пройдя еще километров десять, мы вышли к станции Кузино.
Практически все собранные грибы, первоуральцы оставили в лесу. И как смеются — в этом году в лес больше ни ногой.
— Оказывается, существует система GPRS-навигации, причем в телефонах. Я не знала об этом даже, — улыбается Татьяна. — У меня очень старый телефон, и я думаю, что его поменяю — куплю телефон с навигатором, чтобы проблем не было больше.
Самое простое и дешевое — карта и компас
Андрей Воропаев, начальник поисково-спасательного отряда:
— Причины того, что люди теряются в лесу, простейшие — нет компаса, нет карты. Человек идет, не готовясь к тому, что будет долгое время находиться в лесу. Он не берет с собой ни спички, ни телефон. Будь у человека в кармане компас и карта — вероятность заблудиться уже сводится к нулю.