25 июня 2014
Если в конце весны и в начале лета многие из нас наведывались на рынок, чтобы купить на пробу граммов двести — триста ранних витаминов, то сегодня у торговых рядов с клубникой и абрикосами все чаще можно увидеть покупателей с ведрами и корзинками. Оно и понятно: запасти на зиму пару баночек ароматного варенья хочется каждому, тем более что цены на красную ягоду и южные фрукты заметно “похудели”, чего, впрочем, не скажешь о недавно появившейся в продаже чернике. Многие продавцы, которые торгуют этой ягодой, пока не спешат делать скидки.
Кому витаминчики?
— И почем ваши ягодки? — интересуюсь субботним утром у пожилой женщины, расположившейся со своим товаром возле универсама “Первомайский” в столичном микрорайоне Уручье. Перед продавщицей лесных даров на деревянном ящике, явно “позаимствованном” у магазина, три пол-литровые баночки с разноцветным “миксом” из черники и земляники.
— По сорок пять тысяч, — отвечает женщина и начинает нахваливать свой товар. — Покупайте, они у меня свежие, не примятые.
Дороговато, конечно. Твердо придерживаясь золотого правила — с асфальта и у дороги никаких покупок не совершать, отправляюсь на столичную Комаровку. Не сказать, что продавцов черники и земляники в этот день здесь слишком много. Одни продают ягоды литрами, другие — на развес. В лидерах по цене — черника.
— Берите, килограмм стоит всего 60 тысяч, — уловив мой взгляд, зазывает продавец средних лет. — Первая черничка самая вкусная…
Может, и клюнет кто-то из наивных покупателей на такие эпитеты. Я же в общей массе замечаю много незрелых ягод. К тому же рядом по вполне приемлемой цене предлагают заморские витамины. Нектарины, к примеру, можно купить по 35 тысяч рублей за килограмм, по такой же цене, а то и тысячи на три дешевле — черешню и абрикосы. Остановила свой выбор на клубнике, краснобокой, довольно крупной, по 18 тысяч за килограмм. Впрочем, цена на красную ягоду колеблется в эти дни от 14 до 35 тысяч за кило. А торгуют ею уже не только продавцы из южных регионов страны, но и местные дачники.
Кстати, и лисички немного упали в цене. Если неделю назад за литровую банку таких грибов надо было заплатить 70—90 тысяч рублей, теперь 45—50 тысяч.
Белорусская картошка потихоньку стала теснить на прилавках родственницу из Греции и Македонии. На прошлой неделе цена на этот популярный продукт “стоически” держалась на уровне 18—20 тысяч рублей за кило, сейчас же довольно крупные клубни можно приобрести и по 12—13 тысяч, более мелкие — по 7 тысяч. Продавец из Пинска, у которого я купила пару килограммов картошки, высказал предположение, что цена на нее через недельку-другую упадет еще больше.
— У многих к июлю своя скороспелка в огородах появится, поэтому спешу распродать товар, — пояснил парень.
А вот на некоторых овощных лотках, встречающихся на городских улицах, цены на овощи и фрукты можно назвать мартовскими. Весь витаминный товар здесь в полтора-два раза дороже, чем на рынке.
Цена растительной продукции у продавцов, торгующих у обочин автодорог, лишь незначительно отличается от цен на Комаровке. На трассе Минск — Брест, недалеко от Кобрина, трехлитровое ведерко земляники в воскресенье предлагали за 210 тысяч рублей, за такое же количество черники просили 150 тысяч, за пятилитровое ведро отборной клубники — 170 тысяч рублей. В Бресте на рынке литр черники стоит 35—40 тысяч, клубники — 18—25 тысяч. На центральном гродненском рынке за килограмм черники просят 50—60 тысяч рублей, за пол-литровую баночку земляники — 40 тысяч рублей.
Обоюдовыгодный процесс
Если кто-то из продавцов на стихийных рынках предпочитает до упора ждать покупателя на обочине, то некоторые успевают несколько раз обернуться между лесом и ближайшим заготовительным пунктом. Что и говорить, для многих сельчан трофеи “тихой охоты” и растительная продукция с собственного подворья — надежный дополнительный заработок. И притом немалый. Как рассказали в Лунинецком райпо, населению за сданную растительную продукцию с начала июня выплачен почти миллиард рублей.
— Черника, судя по прогнозам, не оправдает надежд, да и клубники в этом году заготовлено пока всего 240 тонн — в два раза меньше по сравнению с прошлым годом. Дождливое лето и весенние заморозки сказались на урожае этих ягод, — пояснил председатель Лунинецкого райпо Максим Сумар. — Компенсировать их запас будем за счет косточковых — черешни и вишни. Принимать их планируем по 5—6 тысяч за килограмм. Урожай на косточковые в этом году, в отличие от прошлого, выдался неплохой. Начинается сезон ранней картошки. Закупочная цена на нее — 7 тысяч рублей за килограмм. Принимаем в заготовительных пунктах молодую капусту, огурцы и лисички. Рассчитываемся за продукцию сразу же. Плата за собранные грибы и излишки продукции сада и огорода людей вполне устраивает.
Такие взаимоотношения, по мнению руководителя райпо, выгодны не только потребкооператорам и частникам, но и торговым точкам. Магазины Лунинца и района собирают свой “урожай”. Товарооборот в них за последний месяц значительно возрос. Выручив деньги за выращенную и собранную продукцию, люди более активно приобретают продукты, бытовую технику, одежду.
Перерабатывающие предприятия тоже стараются сделать запасы в ягодный сезон. К примеру, Малоритский консервно-овощесушильный комбинат уже заготовил 54 тонны товарной клубники.
— У нашей продукции своя специфика, все сырье для детского питания должно быть исключительно качественным, как говорится, ягодка к ягодке, — говорит заместитель директора комбината Людмила Возносименко. — Поэтому ягоду покупаем только отборную — спелую и сладкую. Будем в этом сезоне в неограниченном количестве принимать малину и чернику. Хозяйства и частники специально для нас выращивают цветную капусту, кабачки, тыкву. Более десяти лет мы применяем такую практику: чтобы получить от населения нужную продукцию, раздаем каждую весну семена овощей тем, у кого есть желание выращивать и реализовывать нам плоды своего труда. Это выгодно и комбинату, и населению. Люди уверены, что их урожай не пропадет, а нам меньше забот с заготовками.
В Белкоопсоюзе сообщили, что в нынешнем году его организации планируют закупить у населения не менее 30 тысяч тонн картофеля, 48 тысяч тонн овощей, 115 тысяч тонн плодов и ягод, 360 тысяч тонн грибов. Для закупки у населения такой продукции создано 630 приемозаготовительных пунктов, дополнительно на работу в сезон принимаются полторы тысячи внештатных заготовителей.
Закупочные цены на дикорастущую продукцию (чернику, лисички, белый гриб), как и прежде, будет определять не внутренний рынок, а европейский. Уже, к примеру, известно, что начальная цена на заготовку лисички складывается на уровне 30 тысяч рублей за килограмм.
Учитывая прогнозы Минприроды о том, что урожай черники из-за весенних заморозков будет ниже обычного, перед предприятиями Белкоопсоюза поставлена задача более интенсивно проводить работу по ее закупке, тем более что запланировали заготовить 3600 тонн этой ягоды, что составит 115 процентов к предыдущему году. Закупочная цена на чернику — 15—20 тысяч рублей за килограмм.
На заметку “комбайнерам”
Напомним читателям: сбор черники при помощи так называемых скребков и комбайнов строго запрещен и преследуется по закону. Государственная лесная охрана Минлесхоза в сезон сбора ягод проводит рейдовые мероприятия, ее сотрудники строго следят за заготовкой населением дикорастущих грибов и ягод. Если поймают “комбайнеров” с поличным, это может повлечь за собой предупреждение или наложение штрафа до 20 базовых величин. Индивидуальный предприниматель заплатит до 100 базовых величин, а юридическое лицо — до 500 базовых величин, сообщили в пресс-службе Минлесхоза.
Согласно правилам, сбор дикорастущих ягод и грибов должен производиться способами, не приносящими вреда ягодникам и грибницам. Считается, что подобные механические приспособления могут погубить ягодные плантации. Но, оказывается, ученые Института леса НАН Беларуси прорабатывают и компромиссный вариант. На отдельных ягодниках проводятся опыты по антропогенному влиянию механических приспособлений для сбора ягод на кустики черники.
— Комбайны и скребки увеличивают скорость сбора ягоды в несколько раз. Вся Скандинавия и страны Балтии пользуются такими подручными средствами. Важно то, как их применять, — считает ученый секретарь Института леса Иван Бордок. — Если варварски и бездумно “прочесывать” черничник, обдирая все “до нитки”, то, конечно, это нанесет вред ягодникам. Если же делать это аккуратно, по инструкции, разработанной учеными, и пользоваться при этом усовершенствованными приспособлениями, то и урожай будущих лет, как показывает практика зарубежных коллег, не пострадает. В рамках Государственной программы научных исследований уже проводятся соответствующие испытания. В скором времени, думаю, и наши ученые вынесут на этот счет свой вердикт.