Смолянка плетёт шедевры из лозы

21 октября 2014

Автор Ольга ЧУЛКОВА

Смолянка плетёт шедевры из лозы

Как инженер Крылова стала признанным мастером народных промыслов.

Из Тулы Лариса Крылова приехала в Смоленск со своим самоваром – это был приз за победу в фестивале русских народных промыслов «12 ключей», который традиционно проводится в городе Венёв Тульской области. Оказалась она и победителем конкурса декоративно-прикладного творчества, посвящённого 1150-летию Смоленска. А не так давно награждена дипломом лауреата за участие в областной выставке художественного творчества, посвящённой 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Крылова – мастер лозоплетения. Мы вели разговор с Ларисой Юрьевной о творчестве, проблемах мастеров народных промыслов.

Негламурный кружок

Крылова – инженер по образованию, закончила Смоленский филиал МЭИ. В начале 90-х годов предприятие, где она трудилась, лихорадило, и возникла серьёзная угроза сокращения. Волновалась, что останется без работы, хотя и так зарплата выплачивалась с большим опозданием. И как-то натолкнулась на объявление о том, что при областной универсальной библиотеке открывается кружок по обучению плетению из лозы. В то время ничего она о таком мастерстве не ведала, но ноги сами повели на организационное собрание.
– Пришло человек сто! Я такого не ожидала, – вспоминает Лариса Юрьевна. – Вести кружок взялся молодой студент сельхозинститута, который, видимо, в деревне был связан с этим ремеслом. Помню, он сказал на первом занятии, что о маникюре придётся забыть. Я никогда не была гламурным человеком, меня такое не пугало, а других заставило задуматься. Через очень короткий срок нас осталось в кружке пятеро. Он показал основы, кружок долго не проработал. А у меня душа легла к плетению из лозы. Моё это – и всё тут! Дальше изучала это ремесло по книгам, в читальном зале этой библиотеки были хорошие книги. В магазинах такой литературы не было. Интернета тогда тоже не было. Сейчас литературы хватает, но я делю её на хорошую и ненужную. Хорошая – это с иллюстрациями, где объяснения, как делать, даются пошагово. И оказалось, что если очень хочешь, стремишься чего-то добиться, то по книге научишься!

В поисках лозы

Предприятие, на котором она работала инженером, выжило, но в таком урезанном виде, что ей места не хватило. Попробовала она работать в другой сфере, а вечерами заниматься своим любимом делом – плетением из лозы. Но времени не оставалось, и ей подсказали: раз не можешь без плетения, оформи документы и стань индивидуальным предпринимателем – сделай это своей профессией. Так хобби стало любимой работой. 17 лет она является индивидуальным предпринимателем, у которого вид деятельности обозначен как «плетение из лозы». Второго такого нет во всей области. Да и вообще серьёзно традиционным плетением из лозы в Смоленске занимается она одна. Для женщины это трудное ремесло. Вот сейчас как раз началась пора заготовки лозы, а закончится она в начале апреля.
– Для работы необходимы ивовые побеги первого года жизни, – рассказывает Лариса Юрьевна. – Ищу их вдоль поймы водоёмов, дорог. Бывают по полметра, а бывают и в человеческий рост. Чем длиннее – тем лучше. На одну корзинку без крышки в среднем необходимо двести прутьев. В месяц пятнадцать изделий плету, так что необходимы очень большие заготовки лозы.
В её небольшой квартире лоза всюду. Мастерской нет, поэтому весь сложный процесс по подготовке сырья проходит дома.
Сначала она срезала секатором любые побеги. Видов ив много. Потом, с опытом, определилась и берёт только определённого цвета – хаки. Не всякая лоза гнётся так, как ей нужно. Срезает, обматывает вокруг руки – хорошо гнётся, значит, пойдёт на изделие. А если ломается при лёгком изгибе, то как с ней работать? Резать лозу ей помогает муж, привозят они всё это домой, до тепла хранится сырьё на балконе. Но бывает и так, что в сентябре идут за добычей, потому что закончились заготовки. А в это время года лоза ещё с листвой, надо освобождать её от листьев, времени больше уходит. После таких заготовок Лариса Юрьевна вздыхает с облегчением: запасы сделаны, можно работать.

Варить, но не переварить!

Подсохнут прутья, надо их варить. Ставит на газовую плиту варочные баки. В промышленных условиях варят лозу в больших ёмкостях, и каждый прутик прямо стоит. В домашних условиях такое невозможно – где такой бак взять чуть ли не в человеческий рост? Но Крылова думает, что на даче, если сложить печь, сделать специальный, не высокий, а широкий таз, то можно будет варку устраивать так, чтобы не гнуть лозу. В интернете у неё много друзей, таких же, как она, любителей плетения из лозы, – из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. И один человек подсказал метод – горизонтально, не скручивая, он варит прутья. Часа полтора необходимо варить, затем дня два сушить в тёплом помещении. Она варит лозу в коре.
– За счёт танина, который содержится в коре, лоза становится коричневого цвета, – говорит Лариса Юрьевна. – Это такой красивый, естественный цвет. Некоторые лозу красят. Я не люблю, мне нравится натуральный цвет. Потом с каждого прутика кору надо снять – какой там маникюр, правду говорил тот руководитель кружка.
– Но у вас же и белого цвета лоза вплетена в изделия. А белая откуда?
– Весной, когда пошло сокодвижение, нарезаю лозу, но её не варю, обдираю и сушу. И вот получаются мои два цвета естественных – коричневый и белый. Но можно лозу оживлять. Ставишь в ведро с водой, и три недели минимум должны прутья стоять, тогда кору снимешь, и будет лоза беленькой. Только комаров за это время в квартире будет столько, что спасу нет, даже среди зимы.

Макет храма

Дальше, чтобы сделать любое изделие из лозы, необходим шаблон, чаще она использует фанерный. У неё свой своеобразный станок: фанера, ходящая на оси, ось – железная. Скелет изделия делает из лозинок потолще, а остальное – как сердце чувствует, чтобы красиво получилось и долго служило. Корзины у неё и круглые, и прямоугольные, и овальные, и полуцилиндровые. А дома даже кровать сделана из лозы, не говоря уже о сундуке, тумбочках, люстрах. Она даже макет храма Иоанна Богослова, что на улице Краснофлотской в Смоленске, сделала. Бутылки оплетает, настенные корзины делает. И не только лозу использует, а и ленту из лозы – раскалывает прутик по всей длине, чтобы лента получилась. Очень трудно, попробуйте-ка тоненький прутик ещё и на ленты разрезать!
– Существует закон пустой корзины, – говорит мастерица. – Человек видит корзину, покупает её, не зная для чего, а дома быстро находит ей применение. Кто за грибами ходит, за ягодами, кто лук зимой хранит, а кто и клубки с вязанием. Да и просто для декора – теплее с изделием из лозы становится дом.

Необходима площадка

– Сейчас же в моде народные промыслы. Разве кто из начальства скажет вслух что-нибудь против них? – продолжает разговор Крылова. – Нам не мешают. Но вот ведь как получается: изготавливаем мы их, а продать трудно. Я всё честно делаю. 17 лет являюсь индивидуальным предпринимателем, честно плачу налоги, делаю отчисления в Пенсионный фонд. После всех выплат мне немного остаётся – минималку в месяц когда имею, а когда и нет. Два раза в год – 9 Мая и 25 сентября на выставке-продаже «Город мастеров» все, кто занимается народными промыслами, могут показать свои изделия смолянам и продать их. Но этого же мало! Неоднократно ставили вопрос перед администрацией города, чтобы сделали постоянно действующую площадку для нас, чтобы хотя бы раз в неделю можно было выставлять и продавать изделия. Но воз и ныне там.
С 2001 года, когда начали проводить «Город мастеров», в нём участвовали только смоляне, а с 2007-го приезжают из многих регионов России и Белоруссии. Я не против, это же своего рода обмен опытом, но возможности продажи уменьшились, поэтому необходимо создавать площадку для нас не только в праздники, но и будни.
На общий рынок я стесняюсь пойти, потому что там ведь одни перекупщики сейчас торгуют. А я горжусь, что сделала всё своими руками, не хочу, чтобы меня за перекупщика принимали. Думала я, думала, что делать? И позвонила в департамент Смоленской области по сельскому хозяйству. Раз в неделю на улице Тенишевой проходят выставки-ярмарки сельскохозяйственной продукции, фермеры везут на них продукцию со своих подворий. Спросила в департаменте: почему я не могу там торговать своими изделиями? Подумали и разрешили! Правда, я белой вороной на фоне продавцов – они торгуют мясом, овощами, молочной продукцией, а я – изделиями из лозы. Но хоть какой-то выход появился, чаще могу смолянам представлять свою продукцию. Эта осень удачная. На День города у меня весь товар раскупили. И ещё заказов сделали много не только для быта. Мне тут заказали для одного детского ансамбля небольшие корзинки –нужны для какого-то танца. Это меня особенно радует: со сцены мои корзинки столько народу увидит! Сейчас для танцевального искусства выполняю заказ!

Кстати

Плетение из ивового прута как ремесло появилось в России в XIX веке. Возникновению
его во многом способствовала европейская мода на плетёные изделия и мебель. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения,
выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на
плантациях. Завезённые в Россию изделия из ивы пользовались широким спросом
владельцев поместий, возникновение такого спроса и стимулировало опыты российских
крестьян в области плетения из лозы.

http://www.smolgazeta.ru
Рубрики: Грибные новости страны и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.